/
/
 
Новый год.Как это было?Новый год. Как это было?        Новогодние обращения Новогодние обращения        Фотоальбом Фотоальбом        Авторы  Авторы
.

Новый год. Как это было?

     Новый год – один из самых чудесных праздников, который в России имеет особое очарование. Кто не вспомнит в Новый год чарующий запах ели, вокруг которой ребенком водил хороводы с друзьями, запах мандаринов, непременно присутствующих на новогоднем столе, подарки Деда Мороза, лежащие под елочкой. Новый год – это ночь, когда хочется верить в волшебство, в воплощение самой смелой мечты, которую загадываешь под бой курантов, в победу добра над злом, в то, что в новом, наступающем году нас ждет все лучшее. Это ночь, когда не принято, и не хочется думать о раздорах и спорах, о политике и экономике, новогодние чары должны примирять, и, случается, примиряют самых озлобленных противников. Это ночь, когда на темные улицы народ вываливается веселой гурьбой, а незнакомые люди радуются друг другу как лучшим друзьям.
     Наши предки, восточные славяне, отмечали приход Нового года точно так же, как и другие народы, весной. Год делили на две половины: летнюю и зимнюю. Начинался он с первого весеннего месяца – марта, потому что именно с этой поры природа пробуждается ото сна к жизни.
     В 988 году Русь приняла христианство, и вместе с новой религией к нам пришел Византийский календарь. Это был юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев; семидневной неделей и продолжительностью года в 365,25 суток. Так же вошла в употребление и византийское летосчисление, где сотворение мира относилось к 5508 году до Рождества Христова.
     По новому для Руси календарю год должен был начинаться в сентябре. Как известно, с традициями бороться очень непросто. Даже окрестившись, русский народ упорно продолжал встречать Новый год по старинке 1 марта – с началом весны. Отголоски обычаев того далекого праздника сохранились до сих пор в некоторых обрядах Масленицы.
     В 1492 году Великий Князь Иоанн Васильевич III утвердил постановление Московского собора считать за начало года день 1 сентября, то есть согласно греческому календарю. Кроме того, именно 1 сентября с народа собирались различные пошлины (оброк, дань и др.).
     Сентябрьский Новый год русские люди встречали с удовольствием, торжественно и по чину так же, как делаем мы сегодня, ночью. В последний вечер старого года дорогие гости и почтительные родственники обязательно сходились в дом главы семейства или старшего в роду. Гостей приветливо встречали, усаживали за накрытые столы, угощали медом, малиновой бражкой или заморским вином – смотря по достатку хозяев. За неспешной беседой ждали полуночи. Ровно в двенадцать в тишине гремел выстрел вестовой пушки, возвещавшей о наступлении Нового года, и сразу же бил большой колокол на Иване Великом . Все обнимались, троекратно целовали друг друга, поздравляли с Новым годом и желали добра и мира. И начинался пир! Кто гулял всю ночь до рассвета, а кто, памятуя о завтрашних делах, выпивал чарочку, да и на боковую. Приехавшие праздновать Новый год в Москву утром непременно шли в Кремль, на Соборную площадь. Там происходило действо, потрясавшее воображение наших предков. В соборах горели мириады свечей, басами пели дьяки, сияло золото богатых иконостасов, толпился пестро и празднично одетый народ. Всего чуть более двухсот лет россияне пользовались такой системой счета лет.
     Процесс торжественной встречи проходил примерно так: на рассвете открывались городские ворота, в Кремле собиралось великое множество народа. На Соборной площади, между Архангельским и Благовещенским соборами, устраивался помост с местом для царя, которое ограждалось узорной железной решеткой. Пол устилался красивыми восточными коврами или дорогой плотной тканью. Царь являлся народу в сопровождении бояр и дворовых чинов, причем все были в роскошной одежде, расшитой золотыми и серебряными нитями и отделанной драгоценными камнями.
     Патриарх всея Руси в великолепном сверкающем парчовом облачении вместе со своей свитой выходил из Успенского собора. В это же самое время из дворцов показывалось царское шествие. Их выход сопровождался колокольным звоном. Звонили, переливаясь, все колокола соборов Кремля. На помостах, установленных у Благовещенского и Архангельского соборов, стояли по знатности и состоянию стольники, стряпчие, жильцы. Между Благовещенским и Архангельским соборами находились стольники младших разрядов, дьяки. Рядом вдоль площади – полковники и войсковые начальники стрельцов. Места на паперти Архангельского собора выделялись иноземным послам. Вдоль площади вытягивался строй стрельцов с ружьями, знаменами, барабанами. На Ивановской площади толпился народ.
     Патриарх совершал молебен "с начатии нового лета" перед вратами Успенского собора. Им произносилась торжественная речь примерно следующего содержания: «Дай, Господи! Вы, Царь Государь и Великий Князь, всея России Самодержец, здоров был со своею Государынею Царицею и Великою Княгинею, а нашею Великой Государынею, и со своими государевыми благородными чады, с царевичами и царевнами, и со своими государевы богомольцы, с преосвященными митрополиты и со архиепископы, и со епископы, и с архимандриты, и с игумны, и со всем священным собором, и с бояры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми православными христианы, здравствуй, Царь Государь, нынешний год и впредь идущий многие лета в род и во веки».  Народ в ответ громко кричал: «Аминь».
     По окончании службы к патриарху подходил царь, принимал благословение, выслушивал здравицу в свою честь. Затем поочередно подходили и поздравляли царя и патриарха духовные лица, бояре, сановники, вельможи. Стрелецкие полки и народ "ударяли челом". Только тогда государь "одаривал" присутствующих милостивым словом.
     После церемонии народ шумно расходился. Вечером москвичи шли в гости или сами принимали у себя гостей. Сидели до первых петухов, с "тишиною и скромностью встречали новое лето".
     Последний раз осенний Новый год был отпразднован 1 сентября 1698 года.
     Европейскую традицию отмечать Новый год и украшать дома елками вместе со многими другими новшествами, начал укоренять в России Петр I. Новый, 1700 год было велено отмечать украшая дома еловыми и можжевеловыми ветками. Тогда же Петр оповестил свой народ, что отныне в России вводится новый календарь. Летоисчисление теперь следовало производить не от сотворения мира, а от Рождества Христова, а «новолетие» исчислять не с 1 сентября, а с 1 января. То есть счет времени вести так, как это делается во многих европейских странах. Указ огласили 19 декабря, а на следующий день появился документ "О праздновании Нового года". Царь Петр лично подавал пример, как надо праздновать по-новому: гуляния по всему городу, стрельба из пушек, красочные иллюминации и фейерверки, маскарады, застолья и пиршества на протяжении всех дней до Рождества. Он сам хлопотал над устройством фейерверка, красотой своей поразившего столичных жителей. Утром наступившего года под колокольный звон красивым строем прошли в Кремль войска. Государь вместе со своим двором посетил Успенский собор и "при возглашении монарху и царскому дому многолетия" по всей Москве вновь зазвонили колокола и произвели троекратный ружейный залп. Государь поздравил всех с Новым годом и пригласил знатных и заморских гостей к себе в хоромы. Для простолюдинов около дворца и всех триумфальных ворот поставили столы с угощением и бочки с вином. Вечером на улицах сверкали фейерверки, ярко светилась и переливалась всеми цветами радуги праздничная иллюминация, горели смоляные бочки и костры. Так начало XVIII века запечатлелось в памяти народа торжеством нового календаря, ведущего свой отсчет от Рождества Христова.
     Хотя царь Петр I своим указом велел с 1700 года праздновать Новый год 1 января под страхом наказания и праздник этот в определенных слоях российского общества прижился, все же он носил второстепенный характер, а первостепенным считалось именно Рождество (которое, напомним, в ту эпоху праздновалось не после Нового года, как сейчас, когда мы живем по григорианскому календарю, а, конечно, до него). На Рождество люди ходили в гости, устраивали застолья, веселились, гуляя по улицам. На Новый год же собирались в основном в семейном кругу.
     После смерти Петра буйство новогоднего веселья на долгое время угасло, а обычай украшать дома елками не прижился, может быть потому, что с давних пор повелось вешать еловые лапы перед каждым кабаком - они служили чем-то вроде вывески для сплошь неграмотного населения.
     XIX век – возрождение праздника. После правления Петра I минуло почти два столетия, а елку в России все не наряжали. В 1817 году великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I, женился. Его избранница, дочь прусского короля Шарлота (в православном крещении Александра Федоровна ), скучала по родине, и, чтобы ее утешить, молодой супруг устроил на Рождество настоящую елку с блестящими украшениями, свечами, развешанными на ветвях сладостями и подарками. Потом, когда у царственной четы появились дети, елку стали ставить уже для них.
     Вслед за императорским семейством к новому обычаю приобщились сначала петербургская аристократия, а потом и некоторые представители московской знати. Новая забава пришлась по вкусу высшему свету и очень скоро распространилось по всей стране. В 40-х годах XIX века в Санкт- Петербурге и Москве возникло даже нечто вроде моды на елку, хотя и в очень узком кругу. Уже к середине XIX века праздничное дерево стало невероятно популярным в народе. Елку украшали игрушками. Самыми любимыми были игрушки-сладости. Их выпекали из песочного теста и оборачивали в золотую, серебряную и цветную фольгу. Особым украшением елок были маленькие свечи. Со временем начали организовывать общественные елки. Первая публичная елка была устроена в 1852 году в Петербурге в здании Екатерингофского вокзала. Теперь состоятельные люди соревновались в размерах и богатстве убранства рождественской елки, на которую вешали не только специальные игрушки, фрукты, конфеты, но и настоящие драгоценности- перстни, кольца, серьги, а также ленты из дорогих тканей.
     В то же самое время в русской деревне праздничная елка и Дед Мороз были совершенно неизвестны. И если мужичок ехал в лес срубать "елочку под самый корешок", то делал это не для себя, а на продажу.
     Все это незамедлительно вызвало недовольство со стороны православной церкви, в глазах которой святочные празднества были отголоском языческих времен. Обычай встречать Новый год и Рождество с елкой подвергся жестокой критике защитников природы, видевших в этом обычае серьезную угрозу русским лесам. Доставалось и от ревнителей здорового образа жизни.
     В целом еще в 70-х годах XIX в. елка на Рождество оставалась в России экзотикой и лишь к 80-м годам превратилась в массовое явление. Тогда-то и начали ставить рождественские елки не только в частных домах, но и в государственных учреждениях, школах, на катках. Вошла и в обыкновение и предпраздничная торговля елочными украшениями. Именно в конце позапрошлого столетия окончательно оформилось большинство новогодних традиций, живущих и поныне - дарение подарков, семейные вечера у елки, визиты к друзьям и родственникам. Тогда сложилась традиция проводить благотворительные елки для неимущих, больных, детей сотрудников на предприятиях.
     В 1903 году на страницах журнала «Малютка» были впервые напечатаны стихи, впоследствии ставшие знаменитой песенкой о елке: «В лесу родилась елочка», подписанная псевдонимом «А.Э.». Настоящее имя автора стало известным почти сорок лет спустя, им оказалась детская поэтесса и писательница Раиса Адамовна Кудашева . В 1905 году композитор-любитель Леонид Бекман положил стихи на музыку.
     В 1916 году, когда Россия находилась в состоянии войны с Германией, Святейший Синод запретил рождественскую елку, как вражескую немецкую затею.
     Пришедшие в 1917 году к власти большевики негласно продлили этот запрет, как идеологически вредный «буржуйский» обычай и символ «поповских» традиций. В первые послереволюционные годы традиция еще сохранялась в неприкосновенности. По-прежнему радовали ребятню и «старорежимный» Дед Мороз, и нарядные елки. Но все же постепенно и неуклонно новая власть уходила от старых традиций. Праздник Рождества Христова было решено преобразовать в «комсомольское Рождество», где елке места уже не было. Газеты того времени призывали: «Отмечать новый год не в пьянстве и праздности, а у станков и с политсобраньями».
     После 1923 года и вовсе началось изгнание Рождества из России. Вскоре был прекращен выпуск новогодних открыток, остались в прошлом веселые рождественские и новогодние праздники и гуляния. Новогодний праздник вместе с елочкой, следуя классическим правилам конспирации, ушел в подполье. 1 января стало обычным рабочим днем. В первые годы после революции 1917 года власть не замечала исходившей от елки "идеологической угрозы", но в 1927 году развернулась антирелигиозная кампания. И на рождественское дерево начались настоящие гонения.
     Запрет на проведение новогодних праздников действовал почти десять лет. Когда стало ясно, что народ продолжает втихаря чтить традиции, было обращение к Сталину «вернуть детям елку». Официально елку разрешили лишь в 1935 году: 28 декабря 1935 года в газете "Правда" была опубликована статья П. Постышева "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку". Власти пошли на компромисс, объявив елку новогодней, а не рождественской. ЦК ВЛКСМ пришлось издавать специальную резолюцию для восстановления елки в праздничных правах. Наконец, в 1936 году выходит декрет СНК, разрешающий публичное официальное празднование Нового года и призывающий на новогодних праздниках в госучреждениях, детских учреждениях, на городских площадях наряжать ели. Только ели теперь должны были украшаться не Вифлеемской, восьмиконечной, а красной пятиконечной звездой, и наряжать их требовалось не к Рождеству, а к Новому году. Первая такая елка была открыта 1 января 1937 года в Москве, в Доме Союзов, и одновременно с ней зажглись елки по всему СССР. Теперь уже в советских артелях возобновился выпуск новогодних игрушек: вручную из ваты "лепили" парашютистов, элегантных дам, воздушных акробатов, клоунов, персонажей сказок Андерсена, хрупких балерин, выдували из стекла самовары и дирижабли с надписью "СССР".
     Изначально Дед Мороз был не сказочный персонаж, властитель снега и льда, добрый к детишкам, а Рождественский Дед, который многими ассоциировался с реальным лицом – византийским святым Николаем, епископом Мирликийским. Снегурочки у этого Рождественского Деда не было, год рождения Снегурочки – знаменитый 1937-й, ведь именно тогда на первой разрешенной новогодней елке в Доме Союзов в Москве Дед Мороз появился со своей милой внучкой, без которой мы теперь и Новый год помыслить не можем. «Новый годик» в виде ребенка – тоже советское нововведение.
     С 1947 года 1 января опять стало нерабочим днем.
     Рождеству повезло меньше. Оно оставалась под запретом долгие десятилетия. В 1992 году православное Рождество стало государственным праздником и выходным днем.
     В России с новогодним обращением выступает президент. Впервые обращение главы государства к народу стало возможным в связи с развитием техники, в первую очередь радио, а затем и телевидения . Первым подобным обращением можно считать новогоднее поздравление по радио 31 декабря 1935 года председателя ЦИК СССР М.И. Калинина к полярникам.
     31 декабря 1941 года М.И. Калинин впервые в истории СССР обратился с радиообращением ко всему советскому народу. Новогоднее поздравление повторилось накануне 1944 года.
     31 декабря 1953 года к советскому народу обратился Председатель Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилов. С 1956 года новогоднее обращение к советскому народу стало безличным и исходило от - ЦК КПСС, Верховного Совета и Совета Министров СССР.
    Традицию телеобращений открыл Леонид Ильич Брежнев перед наступлением 1970 года. Новогоднее обращение в эфире за несколько минут до полуночи впервые состоялось перед 1976 годом. Затем из-за тяжелой болезни Брежнева (а потом Андропова и Черненко) от практики личного поздравления первым лицом государства отошли. С конца 1970-х годов поздравление к советскому народу зачитывал известный диктор центрального телевидения Игорь Кириллов.
     Перед боем курантов 31 декабря 1982 года на экране телевизоров появился первый заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР В.В. Кузнецов и поздравил советский народ с праздником. В течение некоторого времени после смерти Л.И. Брежнева должность председателя Президиума Верховного Совета СССР некоторое время оставалась вакантной (Ю.В. Андропов стал только Генеральным секретарем ЦК КПСС), поэтому появление на экране в новогоднюю ночь именно В.В. Кузнецова выглядело логичным. Интересно, что самому Кузнецову на тот момент был 81 год и зачитывал он поздравление в столь почтенном возрасте по бумажке, не пользуясь очками.
    В декабре 1985 года новогоднее обращение главы государства возобновил М.С. Горбачёв. С тех пор эта традиция не прерывалась.
     Сейчас каждый год трансляция ведется с Ивановской площади Московского Кремля и начинается обычно в 23:55 с фанфар. В своем обращении президент России подводит итоги уходящего года, определяет приоритеты на следующий, поздравляет граждан с Новым годом. После его речи звучит полночный бой курантов, возвещающий о начале нового года, и государственный гимн России, во время которого в прямом эфире транслируются виды ночного Кремля. Страница раздела

.


РГУ "Государственный исторический архив Чувашской Республики", 2007 г.