↑ Наверх
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИВАНА ЯКОВЛЕВИЧА ЯКОВЛЕВА,

ПАМЯТНЫХ ДАТАХ И СОБЫТИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ЕГО ИМЕНЕМ

Предисловие
    • Историческая часть
    Археографическая часть
    • Навигация
СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

     В 2013 г. исполняется 165 лет со дня рождения патриарха чувашской культуры Ивана Яковлевича Яковлева и 145 лет со дня открытия им Симбирской чувашской учительской школы. Его имя широко известно не только в Чувашии, в России, но и далеко за пределами нашей страны. Важнейшей заслугой И.Я. Яковлева является создание им чувашской письменности, открытие школ и массовое вовлечение в них чувашских детей и молодежи, подготовка национальных учителей. Он был автором первых учебников на родном языке, первым детским писателем и литературным критиком, переводчиком русских книг на чувашский язык и организатором всего переводческого дела в дореволюционное время. И.Я. Яковлев вошёл в историю просвещения как основатель и руководитель учебного заведения в Симбирске по подготовке учительских кадров для национальных школ, как крупный организатор народного образования в Поволжье, как педагог-новатор, теоретик и практик обучения в двуязычной школе.
     Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 г. в семье удельного («государственного») крестьянина в д. Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район Республики Татарстан). Осиротев в младенчестве, до 8 лет воспитывался в приёмной семье односельчанина Пахома Кириллова, имя и фамилию получил от своего крестного отца Ивана Яковлева. В 1856-1860 гг. он учился в Бурундуковском удельном училище, в 1860 г. – в Симбирском уездном училище, в 1860-1863 гг. – в открывшихся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторских классах. По окончании учебы был направлен на службу в Симбирскую удельную контору, где около четырёх лет проработал сельским мерщиком.
     Часто разъезжая по Симбирской, Казанской и Самарской губерниям, знакомясь с культурой, жизнью и бытом разных народностей, И.Я. Яковлев стал задумываться о судьбе чуваш, о том, что любая народность должна стремиться сохранить свою культуру, развиваться. Решение волновавших его вопросов Яковлев видел в получении дополнительного образования, а затем – в распространении приобретенных знаний.
С трудом добившись освобождения от службы в удельном ведомстве в конце 1866 г., осенью следующего года И.Я. Яковлев поступил в Симбирскую мужскую гимназию. Будучи студентом, он вызвал в Симбирск своего односельчанина А.В. Рекеева, а затем других чувашских мальчиков и начал их обучать, содержал на средства, добываемые репетиторством. Организованная им частная школа затем постепенно расширилась, обзавелась собственными зданиями с оборудованными учебными кабинетами, библиотекой, мастерскими, жильем для воспитанников и преподавателей, домовой церковью, ухоженной территорией с садом, сельскохозяйственной фермой.
     В 1870 г. окончив гимназию с золотой медалью, И.Я. Яковлев стал студентом историко-филологического факультета Казанского университета. В годы учебы в Казани познакомился с известным ученым-ориенталистом, организатором Казанской крещено-татарской школы, профессором Н.И. Ильминским. При его активном содействии к концу 1871 г. Иван Яковлевич составил чувашский алфавит на основе русской графики и букварь. Букварь для чуваш выдержал при жизни Яковлева более 30 изданий и предназначался не только для обучения основам грамоты, но и для привития необходимых норм поведения.
     После окончания университета в 1875 г. И.Я. Яковлев был назначен исполняющим должность инспектора, а с 21 февраля 1883 г. – инспектором чувашских школ Казанского учебного округа с центром пребывания в г. Симбирск. В его ведение входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний. Как окружной инспектор И.Я. Яковлев организовал и руководил временными педагогическими курсами и съездами народных учителей, при активной поддержке и участии директора народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова открыл множество сельских школ для народов Поволжья и Приуралья, положил начало женскому образованию в чувашских школах. Оказывал всестороннюю педагогическую помощь сельским учителям в совершенствовании методов преподавания и воспитания.
     И.Я. Яковлев вел активную переписку с академиками С. Платоновым, В. Радловым, А. Кони, В. Имшенецким, музыкальными деятелями М. Балакиревым, С. Смоленским, художником-академиком Н. Кошелевым и многими другими. В числе его корреспондентов были: известный немецкий издатель, основатель «Universal Bibliothek» в Лейпциге А. Реклам, французские учёные Л. Сиклер, А. Пинар, венгерские – Г. Балинт, Д. Месарош, редактор «Revue Oriental» академик Б. Мунчаки и др. За 50 лет своей деятельности Яковлев написал около 2 тысяч писем. Основная их тема – просвещение и национальный подъем родного народа, приобщение его к русской культуре.
     И.Я. Яковлев никогда не противопоставлял интересы своего народа интересам других, выступал поборником дружбы народов. Он считал, что, только сближаясь с русским народом, чуваши могут сохранить себя как народ. Большую роль в этом деле сыграла основанная им 28 октября 1868 г. Симбирская чувашская школа. За полвека своего существования она подготовила тысячи учителей и учительниц, стала центром создания новой чувашской письменности, переводов и издания книг на чувашском языке. Выпускники школы становились не только хорошими учителями, но и активными проводниками в сельское население ремесленных, санитарно-гигиенических и сельскохозяйственных знаний, русской православной культуры. Многие из учеников Яковлева, окончив с успехом разные высшие учебные заведения, отметили свой жизненный путь выдающимися достижениями. Среди них: Н.М. Охотников и П.М. Миронов, показавшие большие способности в математике, художник А.А. Кокель, классик чувашской литературы, автор поэмы «Нарспи» К.В. Иванов, Герой Социалистического Труда Т.С. Кривов, прославленный командир Красной Армии И.С. Космовский, Герой Советского Союза генерал-майор Н.В. Соколов, генерал-майор З.Т. Трофимов, выдающиеся композиторы Ф.П. Павлов, С.М. Максимов, известные писатели М.Д. Трубина, Н.В. Шубоссинни, основатель чувашского театра И.С. Максимов-Кошкинский, ученые И.И. Корнилов, П.О. Афанасьев и многие другие.
     Служащие и воспитанники Симбирской чувашской школы принимали активное участие в сборах пожертвований на нужды русско-японской войны в 1904-1905 гг., на создание военного воздушного флота в 1910 г., открытие музея М.Ю. Лермонтова в Пензе в 1914 г. В годы первой мировой войны при школе был открыт лазарет для раненых солдат, а многие воспитанники добровольно ушли на фронт. Здесь проходили празднования 50-летней годовщины освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1911 г., 200-летия со дня рождения М.В. Ломоносова, 100-летия Отечественной войны 1812 г., 300-летия царствования дома Романовых и др.
     Многолетний, добросовестный труд И.Я. Яковлева на благо России не остался не замеченным обществом. Он был награжден орденами Святого равноапостольного князя Владимира 4-й степени, Святой Анны 2-й и 3-й степеней, Святого Станислава 2-й и 3-й степеней и четырьмя медалями: серебряной – в память Александра III, темно-бронзовой – за активное участие в проведении первой всероссийской переписи населения в 1897 г., светло-бронзовой – в память 100-летия Отечественной войны 1812 г. и медалью в память 300-летия царствования Дома Романовых. А в 1904 г. получил высокий чин - действительного статского советника.
     Однако претворение в жизнь великой цели национального подъема и просвещения народа, осуществление замыслов И.Я. Яковлева наталкивалось на огромные трудности. Ему приходилось бороться с клеветой и доносами, враждебностью со стороны чиновничье-бюрократического аппарата, многочисленными разбирательствами со всевозможными ревизиями и контрольными комиссиями. В 1903 г. он лишился должности инспектора Казанского учебного округа, оставшись только инспектором Симбирской чувашской учительской школы, преобразованной в 1917 г. в учительскую семинарию.
     С лета 1917 г. активисты Чувашского национального общества пытались отстранить Яковлева и от руководства ею. По ложным доносам И.Я. Яковлев находился под следствием по обвинению в контрреволюционной деятельности, в преступлениях по должности, исключался из числа штатных работников. Осенью 1919 г. И.Я. Яковлев официально ушел на пенсию, а в 1922 г. покинул Симбирск: сначала жил у сына Н.И. Яковлева на ст. Елизаветино близ Петрограда, а летом 1923 г. переехал в Москву к сыну А.И. Яковлеву и дочери Л.И. Некрасовой.
     Крепкая и дружная семья всегда была главной и надежной опорой Ивана Яковлевича Яковлева. Он женился в 1877 г., будучи студентом Казанского университета, на приемной дочери Н.И. Ильминского, выпускнице Казанской женской гимназии Екатерине Алексеевне Бобровниковой (1861-1936). Она сыграла огромную роль в его личной жизни, а также педагогической и общественной деятельности. Верная помощница своего мужа во всех делах и заботах Е.А. Яковлева возглавляла и работала преподавателем и воспитателем женского отделения, открытого в 1878 г. при Симбирской чувашской школе. В 1878 г. у них родился первенец Алексей. Позднее родились Наталия, Лидия, Николай и Александр. Из них Наташа и Саша умерли в раннем возрасте. Семья Яковлевых для детей и внуков являлась примером, своеобразной школой со своими традициями, оригинальной системой воспитания, соединения обучения с творческим трудом детей.
     Недаром в семьях потомков Яковлевых выросла целая плеяда видных деятелей науки и искусства: внуки – доктор искусствоведения Павлова (Некрасова) Екатерина Алексеевна, профессор Государственного института театрального искусства Некрасова Анна Алексеевна, кандидат исторических наук Яковлева Ольга Алексеевна, доктор физико-математических наук Яковлев Иван Алексеевич; правнуки – народная артистка Российской Федерации Покровская Алла Борисовна, концертмейстер Московской консерватории Покровский Александр Борисович, заслуженный артист Российской Федерации Павлов Владимир Всеволодович, кандидат искусствоведения Павлова Екатерина Всеволодовна, профессор медицины (Франция) Варе Франсуаза; праправнуки – заслуженный артист Российской Федерации Ефремов Михаил Олегович, москвовед, искусствовед Некрасова Лидия Дмитриевна, графический дизайнер-полиграфист Любовь Михайловна Ордынская; прапраправнуки – российский актёр театра и кино Никита Ефремов. Это уже шестое поколение просветителя чувашского народа.
     Ивана Яковлевича Яковлева не стало 23 октября 1930 г. Он похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
     Имя И.Я. Яковлева навсегда сохранится в народной памяти. 30 апреля 1958 г. оно было присвоено Чувашскому государственному педагогическому институту (с 1998 университет), Аликовской и Бичуринской школам Чувашии. В Чебоксарах его именем назван проспект. Деятели культуры и искусства неоднократно обращались к образу Яковлева: созданы произведения литературы и изобразительного искусства, опера «Иван Яковлев» и т.д. Открыты Мемориальный музей И.Я. Яковлева в с. Кошки-Новотимбаево Республики Татарстан, Музей И.Я. Яковлева в Чувашском государственном педагогическом университете, Музей И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева в Чувашском государственном университете, музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева» в г. Ульяновск. Для развития и сохранения наследия И.Я. Яковлева в Чебоксарах создан Институт И.Я. Яковлева при Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова (в настоящее время реорганизован в лабораторию). В Чебоксарах, Ульяновске и в с. Кошки-Новотимбаево ему установлены памятники. В Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики учреждена Золотая медаль им. И.Я. Яковлева, которой награждаются выдающиеся ученые. Чувашский общественно-культурный центр присуждает заслуженным деятелям науки и культуры Всечувашскую премию им. И.Я. Яковлева.

     Архивное наследие Ивана Яковлевича Яковлева является неотъемлемой частью культурного достояния чувашского народа и имеет большое научное значение. При использовании этих документов в комплексе можно выполнять как практические задачи (организация выставок, тематических бесед и др.), так и научные исследования. Разнообразная деятельность Яковлева способствовала концентрации в архивных документах информации многопланового характера, касающейся различных сфер жизни, поэтому она представляет интерес для специалистов различных профилей: историков, этнографов, лингвистов, культурологов.
     К 165-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Яковлева и 145-летия Симбирской чувашской учительской школы был подготовлен тематический перечень архивных документов о жизни и деятельности Ивана Яковлевича Яковлева, памятных датах и событиях, связанных с его именем.
     В реализации проекта приняли участие: Национальный архив Республики Татарстан Главного архивного управления при Кабинете Министров Республики Татарстан, Областное государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Ульяновской области» Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, бюджетное учреждение Чувашской Республики «Государственный исторический архив Чувашской Республики» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, бюджетное учреждение Чувашской Республики «Государственный архив современной истории Чувашской Республики» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, бюджетное учреждение Чувашской Республики «Государственный архив электронной и кинодокументации Чувашской Республики» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, бюджетное научное учреждение Чувашской Республики «Чувашский государственный институт гуманитарных наук» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, бюджетное учреждение Чувашской Республики «Чувашский национальный музей» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».
     Тематический справочник архивных документов подготовлен с целью информирования всех интересующихся о наличии в архивных, музейных и научных учреждениях Поволжья информации о жизни и деятельности И.Я. Яковлева и облегчения поиска нужной информации, содержащейся в документах, независимо от фондовой принадлежности.
     Документы, связанные с жизнью и деятельностью И.Я. Яковлева неоднократно публиковались, использовались в научных исследованиях, статьях и др. В 2008 г. Национальной библиотекой Чувашской Республики был подготовлен и издан научно-вспомогательный библиографический указатель о великом просветителе чувашского народа «Иван Яковлевич Яковлев». В него включены публицистические статьи и отчеты о деятельности Симбирской чувашской школы, исследования ученых профессора Н.Г. Краснова, Г.Н. Волкова, Н.П. Петрова, А.Е. Землякова, И.Я. Тенюшева, Т.Н. Петровой и др.; текст «Духовное завещание чувашскому народу» И.Я. Яковлева и статьи о завещании; литература о современниках И.Я. Яковлева и т.д.
     Деятельность И.Я. Яковлева нашла отражение в огромном количестве документальных материалов, хранящихся в Российском государственном историческом архиве, отделе рукописей Российской государственной библиотеки, в фондах архивов и музеев Чувашской Республики, архивов г. Казань и г. Ульяновск.
     Работа по составлению тематического перечня проходила в несколько этапов: составление рабочей инструкции, отражающей методику обобщения информации о составе и содержании документов в перечне; подготовка, отбор и систематизация сведений, включаемых в основную часть: составление списка фондов, составление аннотаций, редактирование, перепечатка, формирование макета; составление справочного аппарата; редактирование перечня; обсуждение перечня и доработка по замечаниям рецензентов.
     В тематический перечень архивных документов включены сведения о жизни и деятельности Ивана Яковлевича Яковлева, памятных датах и событиях, связанных с его именем.
     Источниками для подготовки тематического перечня архивных документов явились формулярные списки, автобиографии, справки, удостоверения, другие документы персонального характера; документы о служебной, общественной деятельности; документы о деятельности Симбирской чувашской школы; документы о проведении мероприятий по празднованию юбилейных дат И.Я. Яковлева и Симбирской чувашской школы, о подготовке к изданию его произведений, сборников документов и монографий о нем; переписка; фотодокументы.
     Основной массив архивных документов о жизни и деятельности просветителя сосредоточен в БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Одним из самых информационно насыщенных архивных фондов о личной жизни и деятельности патриарха являются его личный фонд, переданный республике Ульяновской областью в 1956 г. по ходатайству органа управления архивным делом Чувашии. Значительный комплекс материалов о деятельности педагога-новатора содержится в фондах Симбирской чувашской учительской школы, Инспектора чувашских школ Казанского учебного округа, личного фонда Даниила Филимонова, соратника И.Я. Яковлева. В фондах местных органов власти и управления периода после 1917 г. имеются сведения о жизни и деятельности просветителя в советский период. В БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, БУ «Госархив электронной и кинодокументации Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии в основном сосредоточены документы о проведении мероприятий, приуроченных к юбилейным датам со дня рождения И.Я. Яковлева и основания Симбирской чувашской учительской школы и увековечивании его имени. В БУ «Госархив электронной и кинодокументации Чувашской Республики» Минкультуры наряду с фотодокументами в электронном формате включено в перечень 8 ед. хр. видеодокументов.
     Ульяновским областным архивом был представлен тематический перечень архивных документов, который содержит более 198 архивных документов, отражающих детские годы И.Я. Яковлева, его обучение в удельном (с. Старые Бурундуки) и землемерном удельных училищах (г. Симбирск), мужской гимназии (г. Симбирск), о начале его трудовой деятельности, работе в должности инспектора чувашских школ Казанского учебного округа, о первых шагах по создании Симбирской чувашской школы, ее деятельности и др. В Национальном архиве Республики Татарстан было выявлено 34 архивных документа, относящихся, в основном, к периоду учебы И.Я. Яковлева в Казанском университете и работе его инспектором Симбирской чувашской учительской школы. В музее И.Я. Яковлева Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева и в Национальном музее Чувашской Республики сосредоточены в основном воспоминания воспитанников Симбирской чувашской учительской школы об И.Я. Яковлеве и школе, фотодокументы.
     В структуру перечня входят: титульный лист, содержание, предисловие, список сокращенных слов, основная часть, указатель (именной), список использованных фондов. Схема тематического перечня архивных документов закрепляет его структуру в целом и место каждой описательной статьи (характеристики) в нем.
     Основная часть тематического перечня архивных документов состоит из следующих разделов:
     Раздел 1. Документы о жизни и деятельности И.Я. Яковлева.
     1.1. Документы биографического характера.
     1.2. Документы о работе в должности инспектора чувашских школ Казанского учебного округа.
     1.3. Документы о создании и функционировании Симбирской чувашской школы.
     1.4. Документы о переводческой и издательской деятельности И.Я. Яковлева.
     Раздел 2. Документы о памятных датах и событиях, связанных с именем И.Я. Яковлева.
     2.1. Документы о памятных датах и событиях, связанных с именем И.Я. Яковлева.
     2.2. Статьи и публикации об И.Я. Яковлеве и Симбирской чувашской школе.
     Раздел 3. Фотодокументы.
     Раздел 4. Кинодокументы и видеодокументы.
     Аннотации на документы в пределах указанных разделов систематизированы по хронологическому принципу.
     Составляющие тематический перечень архивных документов характеристики (описательные статьи) на документы на бумажной основе состоят из следующих элементов: порядковый номер записи в перечне; дата события (документа); аннотация документа или группы документов; справочные данные о документе; примечания.
     Порядковый номер записи в перечне содержит в себе указание на номер раздела и порядковый номер описательной статьи перечня. Нумерация в каждом разделе перечня начинается с первого номера.
     Дата события (документа) указывалась следующим образом: делопроизводственные документы датировались по дате их подписания, телеграммы - по дате отправления (в случае отсутствия даты отправления указывалась дата получения, что оговаривалось в примечании), коллективные документы - по дате их принятия, документы, вступающие в силу после их утверждения (уставы, положения, инструкции и т.п.) - по дате их утверждения. Авторские документы - по дате их написания. Если документ составлялся в течение продолжительного времени, например дневник, литературное произведение, через тире указывались даты начала и конца его составления. Документы могут содержать двойную дату - по новому и по старому стилю. В перечень вошли документы, датированные по юлианскому и григорианскому стилю, поэтому дата указывалась так, как указано в самом документе. Документы, датированные только месяцем или годом, помещались в конце соответствующего периода времени вслед за точно датированными документами. Если документ был датирован приблизительно, то дата указывалась в квадратных скобках. Если приблизительная дата документа установлена в пределах нескольких дней, месяцев или лет, то такие документы помещались по начальной дате вслед за точно датированными документами. Если событие, факт обозначаются лишь названием месяца без указания числа, данная статья располагается после статей с точными датами этого месяца. Если событие происходило продолжительное время, оно помещается по начальной дате.
     В зависимости от содержания, значения, состава и характера документов, включенных в тематический перечень архивных документов, составлялись аннотации следующих видов: единичная и групповая.
     При составлении аннотаций на творческие документы сохранялся заголовок автора без пояснений в примечаниях. В заголовке приводится официальное (полное или сокращенное) наименование учреждения, организации, предприятия с указанием при необходимости его подчиненности. Если отправителем или адресатом документа является структурная часть учреждения, то вопрос об указании в заголовке наименования учреждения или его структурной части решался в зависимости от значения данной структурной части, от характера документа.
     В заголовках к документам коллективного авторства (решениям, постановлениям, резолюциям, протоколам, обращениям, прошениям, петициям и т.п.) в качестве автора указывались учреждение, предприятие, коллектив и др., от которого исходит документ.
     В ходе составления тематического перечня архивных документов были выявлены аналогичные документы в одном или нескольких фондах (копии, воспроизведенные различным способом, черновой и беловой вариант и др.), то в перечень они включаются единожды, то есть на него составлялась одна аннотация, а в графе «справочные данные о документе» приводятся поисковые данные на все выявленные копии этого документа.
     В справочных данных о документе указывается местонахождение документа, включенного в тематический перечень архивных документов. Для архивных документов указывается название архива, музея и система шифров, принятая в нем: для документов из фондов архивов - номер фонда, номер описи, номер дела, номера листов; из фонда музеев – номер/наименование фонда, номер единицы хранения, инвентарный номер, номера листов; из фондов научного архива БНУ «ЧГИГН» – номер отдела, номер единицы хранения, тома, инвентарный номер, номера листов.
     В графе «примечания» при необходимости указывается подлинность или копийность документа, указание на опубликованность документа.
     В систему справочного аппарата к тематическому перечню архивных документов входят: титульный лист, предисловие, содержание, список сокращенных слов, именной указатель, список использованных фондов, информация об авторах.
     Список сокращенных слов - включает сокращения, встречающиеся как в тексте справочника, так и в справочном аппарате к нему. Именной указатель - включает фамилию, имя, отчество, с кратким пояснением каждого имени, приводятся ссылки на страницы перечня, что облегчает работу исследователя. В указатель не включены лица, фамилия которых в документе не указана.
     Тематический перечень архивных документов будет способствовать популяризации документов о Яковлеве, предназначен для использования в повседневной научной и справочной работе работников архивов, музеев, библиотек, краеведов, научных работников, студентов, широкого круга лиц.

     Навигация в тематическом перечне архивных документов осуществляется по разделам и подразделам. В подразделах документы систематизированы на группы по тематике или хронологии. Для облегчения поиска информации и удобства пользования в скобках указаны первый и последний порядковый номер записей в перечне, включенных в группу документов. В перечне предусмотрены возможности: 1) переход с конца на начало страницы нажатием кнопки «НАЧАЛО СТРАНИЦЫ», расположенной в конце страницы; 2) переход с любого места страницы на начало страницы нажатием кнопки «↑ Наверх», размещенной в правом нижнем углу страницы (активна при подключении к интернету). В конце страницы размещено меню, соответствующее содержанию перечня и позволяющее осуществить переход на нужный раздел, справочный аппарат.




НАЧАЛО СТРАНИЦЫ

© БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, 2013 г.