На главную


AnonsImg 29 июня 2016
AnonsImg 28 июня 2016
AnonsImg 25 июня 2016
Rambler's Top100
 
Новости
 
Фонды
 
Вопрос-ответ
 
Контакты

Сокровищница художественной культуры Чувашии
Опубликован: 7 ноября 2014 г.

В Государственном историческом архиве Чувашской Республики бережно хранятся документы Чувашской государственной художественной галереи (Ф.Р-1923) (ныне «Чувашский государственный художественный музей»), которая была открыта 7 ноября 1939 г. на основании постановления Совнаркома Чувашской АССР от 17 сентября 1939 г., что подтверждается в докладной записке Управления по делам искусств при Совнаркоме Чувашской АССР. За короткий срок галерея собрала все разбросанные картины фонда Управления искусств, приняла экспонаты ИЗО отдела краеведческого музея. Большое количество ценных произведений живописи, скульптуры, графики, гравюры, резьбы, фарфора (около 2000 экспонатов) разместилось в здании Введенского собора по улице Чувашской, изъятого из пользования религиозного объединения в целях сохранения как памятника старины и переданного Комитету по делам искусств Совнаркома Чувашской АССР. Ввиду малой площади галерея не могла представить одновременно все экспонаты. И поэтому решался вопрос о расширении площади за счет выселения архива из боковой пристройки бывшего собора. Но с началом Великой Отечественной войны постановлением СНК ЧАССР в июле 1941 г. галерее пришлось освободить помещение в трехдневный срок для Управления промторговли, откуда экспонаты перевезли в здание Успенской церкви по ул. Р. Люксембург, на 3 этаж. В результате срочности перевозки ряд картин получил повреждения: прорывы, царапины, вмятины и осыпи краски, разбиты были скульптура из глины, фарфор. На 1-м этаже здания находился вещевой склад воинской части. Экспонаты в этот период хранились не в лучших условиях. Помещение не отапливалось, оконные стекла были разбиты, из-за чего залетали птицы, на произведениях искусства лежал слой пыли, отсутствовали противопожарные приспособления, температурно-влажностный режим не соблюдался. В результате замыкания проводов в помещении этажом ниже был пожар, который благодаря представителям воинской части не дошел до места хранения музейных ценностей. Через год только директору Г. Данилову был выдан пропуск на право входа в помещение галереи.

В 1944 г. галерея разместилась в бывшем доме Боне, где экспозиционная площадь занимала 5 комнат и коридор. Архитектурной ценности здание не представляло, отопительная система требовала капитальной реконструкции, экспозиционные залы – текущего ремонта. В подвальном помещении постоянно держалась вода, что являлось источником сырости. По отчетам за 1947 г. указанные недостатки были устранены, и проведено электроосвещение. Была проделана значительная работа по подготовке и восстановлению здания галереи применительно к условиям художественных музеев.

Галерея на тот момент состояла из отделов русского (в преобладающем большинстве живопись дореволюционного времени), западно-европейского (в незначительном количестве) и чувашского искусства (живопись, скульптура, графика). Народное творчество в основном представляла резьба по дереву, а прикладное искусство – фарфор. Однако возникла другая проблема: экспозиционная площадь значительно сократилась в связи с передачей нижнего этажа художественному училищу и Дому народного творчества. Общая площадь залов галереи на 1949 г. составляла 198,82 кв. м.

Несмотря на огромные трудности работа галереи продолжалась. Решался вопрос о приобретении новых картин для художественного фонда, что отражено в протоколах заседаний Художественного Совета при управлении СНК ЧАССР за 1940-е гг. Членами Совета являлись заслуженный деятель искусств Чувашской АССР и РСФСР М.С. Спиридонов, заслуженный деятель искусств Чувашской АССР Н.К. Сверчков и члены Союза советских художников А.В. Лобанов, Ю.А. Зайцев, Л.С. Аронова, Г.Д. Данилов. Нехватка искусствоведов, научных работников, квалифицированных специалистов для проведения экскурсий усложняла работу по широкой популяризации музейных ценностей. Но все же активно проводились экскурсии, устраивались персональные выставки работ известных художников Чувашии, молодых художников, учителей рисований районных школ, организовывались передвижные выставки не только в городах республики, но и в г. Москве. Посредством произведений изобразительного искусства представляли достижения Чувашии, вместе с народными талантами показывали рост культурного уровня чувашского народа, вызывали патриотические чувства у зрителей на борьбу за дальнейший расцвет экономики, культуры и искусства республики. Кроме того, принимались меры по улучшению дальнейшей работы Чувашской государственной художественной галереи: производилась научная экспозиция картин, усиливалась научно-исследовательская работа. Впоследствии галерея занималась изучением чувашского графического искусства, выявлением памятников искусства на территории Чувашской АССР, сбором образцов прикладного искусства.

Из отчета по организации политико-просветительной работы Чувашской художественной галереи за 1948 г. следует, что на указанный год намечено проведение не менее 10-15 экскурсий ежемесячно. Для этого галереей было предпринято ряд мероприятий. А именно, в большом количестве были разосланы письма на имя руководителей предприятий и председателей месткомов фабрик и заводов, а также на имя директоров школ с просьбой организовать коллективные посещения галереи. В письмах давалось краткое описание экспонатов музея. Вывешивали афиши, особенно в выходные и праздничные дни, передавали объявления по радио. О появлении новых экспонатов информировали через местную печать. Ввиду отсутствия в галерее профессионалов, привлекались преподаватели Чебоксарского художественного училища для проведения лекций и бесед. Организовывались постоянные консультации по вопросам изоискусства.

Среди архивных документов хранятся афиши выставок, пригласительные билеты, списки работ таких известных художников Чувашии, как Н.К. Сверчков, М.С. Спиридонов, и молодых художников, газетные вырезки о работе художественной галереи, несколько фотографий авторов выставок и зрителей.

Следует отметить деятельность художественной галереи в годы тяжелейших испытаний и непоколебимой веры в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Перед тружениками тыла представлялись работы художников, где отражался величайший подвиг и героизм многонационального народа нашей страны. Впечатления зрителей остались в книге отзывов выставки, например, «В дни Отечественной войны», проведенной в конце 1942 г. – начале 1943 г. Работник завода № 320 (фамилия не разборчива), написал: «Великое впечатление производит картина Спиридонова М.С. «Связистка». Вот великое искусство наших дней, когда в дни Великой Отечественной войны женщина наравне с мужчинами оказалась грозной силой против врага. В лице портрета «Связистка» виден образ русской женщины, подлинной патриотки Отечества». Среди множества отзывов есть и такое: «Нам очень понравилась картина «В гостях у раненых бойцов». Мы просто были удивлены, как художник Рубанов мог ярко отразить жизнь и веселье раненых бойцов в госпитале».

Значительные изменения произошли в развитии Чувашской художественной галереи в 50-е и последующие годы прошлого века. Сокровищница художественной культуры Чувашии пополнялась новыми коллекциями, которые представляли историческую, научную, художественную ценность.

          В.И. Харитонова

62-14-95

Перейти в список
Госархив Архив современной истории Архив электронной и кинодокументации Архив печати       
Разработка сайта - ООО "Интернет-Сервис"
 
AnonsImg
28 августа 2019
AnonsImg
31 января 2018