Дом Соловцова – один из самых известных памятников чебоксарской старины. За свою историю это каменное двухэтажное здание постройки первой половины XVIII в. сменило немало хозяев и неоднократно перестраивалось – как внешне, так и внутри.
Сегодня здесь размещается Чебоксарское художественное училище. Однако изначально Дом Соловцова являлся жилым домом и представлял собой центр городской усадьбы. Его первым известным хозяином являлся чебоксарский купец-промышленник, один из самых богатых людей Чебоксар Федор Никифорович Котельников (ок. 1685 – 1755). Известно, что в разные годы он занимал должности в органах городской власти: в 1720 г. был земским бурмистром, в 1733–1734 и 1740 гг. – бурмистром чебоксарской ратуши, в 1744, 1749–1750 гг. – городского магистрата. Ф.Н. Котельников владел кожевенным и воскобойным «заводами», каменными амбарами, мельницами, плодовыми садами и другой недвижимостью. Занимался хлебной торговлей, совместно с сыном Матвеем Федоровичем Котельниковым (ок.1716 – до 1761) содержал три винокурни в деревнях Татмышево, Ачакасы, Чемурша Чебоксарского уезда, продукцию которых поставлял в Санкт-Петербург и другие города. В 1760 г. его дочь Татьяна Федоровна (ок. 1747 – 1789) вышла замуж за капитана в отставке Ивана Игнатьевича Соловцова (неизв. – не позднее 1782). После этого дом Ф.Н. Котельникова обрел нового хозяина, по имени которого получил своё название. На наш взгляд, правильнее его называть Домом Котельникова-Соловцова.
И.И. Соловцов являлся дворянином–промышленником. Он построил лесопильную мельницу в Козьмодемьянском уезде и бумажную фабрику при с.Троицком Тетюшского уезда, совместно с отцом, алатырским и курмышским помещиком Игнатием Андреевичем Соловцовым – железнорудный завод близ д. Асановой Симбирского уезда. Являлся владельцем и арендатором мукомольных мельниц в Тетюшском и Чебоксарском уездах.
После смерти И.И. Соловцова дом принадлежал его сыновьям, Игнатию Ивановичу (ок. 1774 – неизв.), Петру Ивановичу (ок. 1775 – после 1834) и Матвею Ивановичу (1779 – неизв.) Соловцовым. В 1803 г. они продали его вместе с усадебным местом и надворными постройками, а также четырьмя каменными хлебными амбарами на берегу Волги и лавочным порозжим (пустующим) местом на Базарной площади чебоксарским купцам Федору Григорьевичу Кологривову (ок. 1759 – после 1812) и Алексею Семёновичу Арбатову (ок. 1753 – 1807) за 4600 руб. Новые владельцы сдавали здание в аренду квартирантам. С 1808 г. несколько его помещений арендовала городская дума под размещение малого народного училища, которое в 1816 г. было преобразовано в уездное.
В 1817 г. казна выкупила у наследников купцов здание, которое считалось самым большим и лучшим в городе, за 6587 руб. 14 коп. серебром. С этого времени в нём размещалась уездное училище, которое неоднократно преобразовывалось, меняя свои названия: 3-классное городское училище (1879), 4-классное городское училище (1902), высшее начальное училище (1913). В 1902 г. при училище открылись годичные педагогические курсы, которые в 1910 г. были преобразованы в трёхгодичные. В 1918 г. высшее начальное училище было переименовано в советскую школу второй ступени.
Позже в нём размещались разные учреждения образования и культуры: с 1920 г. Чебоксарская музыкальная школа (в 1929 г. преобразована в Чувашский музыкально-театральный техникум, располагавшийся в перестроенной Троицкой церкви Свято-Троицкого мужского монастыря), после 1935 г. – театральный техникум, в 1936 – 1959 гг. – Чувашская государственная филармония, с 1940 г. – Чувашское государственное художественное училище (с 1948 г. – Чебоксарское художественное училище). В 1959 – 1964 гг. вместе с художественным училищем в Доме Соловцова размещалась Чебоксарская детская музыкальная школа.
С Домом Соловцова связано немало исторических фактов и известных имён. Во время путешествия по России в 1767 г. в нём останавливалась императрица Екатерина II. По делам службы в училище бывали профессора Казанского университета П.С. Кондырев, О.М. Ковалевский, В.И. Григорович, министр просвещения России П.А. Ширинский-Шихматов и мн. др. Почётным смотрителем уездного училища являлся цивильский помещик, историк-фактолог Н.С. Арцыбышев. С уездным и городским училищами связана педагогическая деятельность священника–краеведа А.И. Кроковского, штатного смотрителя и краеведа П.С. Попова, чувашского писателя М.Ф. Фёдорова, врача С.М. Вишневского. Среди именитых выпускников школы – генерал–полковник А.Н. Боголюбов, контр–адмирал А.И. Родионов, педагог и музыкант А.Н. Тогаев, архитектор В.Н. Александров и др.
Первоначальный облик здания не сохранился. В 1835 г. его фасад был перестроен в традициях позднего классицизма по проекту архитектора М.П. Коринфского. При этом здание лишилось мезонина, первоначальных барочных наличников окон и угловой рустовки. В ходе последующих переделок оно окончательно потеряло архитектурное лицо. Со временем исчезли многочисленные надворные постройки, входившие в комплекс богатой усадьбы.
Ниже публикуется описание Дома Соловцова, составленное при назначении опеки над малолетними наследниками А.С. Арбатова в 1807 г. Документ заверен подписями опекунов: мещанина Ивана Арзамасцева и купца Петра Кулехова. По оценке экспертов стоимость здания составляла 6200 руб. Наряду с недвижимостью, в опись была внесена посуда, мебель, одежда, ценные бумаги, конская упряжь, изделия из железа, товарный хлеб и др.
Описание даёт некоторое представление о первоначальном облике и внутренней планировке Дома Котельникова-Соловцова. Из него узнаём, например, о существовании утерянных ныне двух балконов и двух внутренних круговых лестниц. Выясняется, что по традиции XVIII в. в нижнем этаже здания располагались хозяйственные помещения, что дом и надворные постройки подверглись ремонту, как можно думать, по ликвидации последствий, нанесённых опустошительным городским пожаром 1773 г. В целом, документ дополняет наши знания об известном памятнике истории и культуры федерального значения.
1807 г. Май. – Из описания движимого и недвижимого имущества, оставшегося после смерти мещанина г. Чебоксар А.С. Арбатова, составленного для чебоксарского сиротского суда
Дом каменный, владеемый покойным Арбатовым вообще[1] с чебоксарским купцом Ф.Г. Кологривовым о дву[х] этажах со сводами, состоящий в городе Чебоксарах в приходе Вознесенском в котором строения
в верхнем этаже:
В 1-й половине к улице Вознесенской[2] пять покоев, в коих тринадцать окошек. В них оконницы новые створные на шалнерах[3], другие зимние одинакие[4] новые же. Восемь дверей, из них четыре створные на шалнерах и у двух две пары задвижек в оправе медной, а прочие двери дощатые на петлях и крючьях железных. Буфет[5] с одною столярною дверью, у которой одна половина со стеклами на шалнерах. Четыре печи, из них три изращатые[6], а последняя штукатурная лепная. Одна палата перегороженная, в коей две стряпильни[7] с двумя окошками, в них новые оконницы с подъемами, другие зимние одинакие старые. Трои двери дощатые на петлях железных, две печи двучельные[8], в колидоре[9] два чулана из брусьев с двумя дверьми, из них в колидоре створная и все оные на петлях и крючьях железных.
Во 2-й половине к улице Успенской[10] четыре покоя, в которых 13 окошек, оконницы в них старые с подъемами и без оных зимние, одинакие ветхие. Восемь дверей, из них двои створные на шалнерах, у одной пара задвижек в оправе медной, а прочие дощатые на петлях и крючьях железных. Четыре печи изращатые[11]. Один покой стряпущетой, в нем два окошка с железными решетками, две оконницы с подъемами новые, дверь дощатая на петлях и крючьях железных. Колидор с одним окошком, в нем оконница одинакая ветхая и одна дверь на петлях и крючьях железных. В том колидоре два чулана каменные, в них два окошка с решетками железными и две оконницы одинакие ветхие. Двои двери, из них одна железная, а другая дощатая, на петлях и крючьях железных.
К Троицкому монастырю два балхона[12], у коих с двух сторон обнесено балясами[13]. Во входах двери железные. Во все оные покои внутри две лес[т]ницы круглые, из них одна с панелями, а другая с балясинами.
Во входе с крыльца двери створные железные на петлях и крючьях железных же. В сенях в верху два чулана брущатые[14]: с лица отщекатурены[15], в них две двери одинакие дощатые. В колидоре двери створные столярные на шалнерах, для балхона дверь створная же с половины стеколчетая[16] на шалнерах. Два окошка, в них две оконницы одинакие новые. На подволоку[17] лес[т]ница кирпишная, а сверх сводов деревянная, вкруг ее обнесено балясами. Во входе на ту лес[т]ницу дверь железная, андресоль[18] каменная, в ней пять окошек без окончин[19], дверь дощатая на петлях и крючьях железных.
В нижнем этаже:
Два покоя жилых, в которых пять окошек, в том числе три с железными решетками, окончины в них старые. Трои двери да еще одна у крыльца дощатые на петлях и крючьях железных. Две печи двучельные. Двои сени больших, у коих двери створные железные на петлях и крючьях железных же.
Восемь палаток для поклажи хлеба, в них четыре двери железных, из коих две створные[20], да сверх сего три дощатых [двери] на петлях и крючьях железных. Два погреба каменные, на них потолки деревянные, у которых двери створные железные и двои к лес[т]ницам створные ж дощатые на петлях железных. Внизу под домом два кладовых выхода[21] у коих двери створные железные. На доме крыша тесовая, крытая в две доски, обнесенная пилястрами[22], ветхая и у оной с подволоки дверь дощатая на петлях и крючьях железных.
Двор огорожен в столбах половым старым тесом[23]. Двои вороты створные и при них две большие калитки, да еще одна сделанная в заборе небольшая. Из тех ворот одни с калиткою новые. Все же оные на петлях и подставах железных.
На том дворе в земле каменной кладовой выход, подле оного баня с передбанником[24], в них трои двери дощатые на петлях и крючьях железных. В бане печь кирпишная и два окошка с двумя оконницами. К верху[25], в [кладовом] выходе и передбаннике два же окошка с решетками железными и лес[т]ница из бутового[26] камня, над коею вход крыт тесом в две доски на один скат.
Корпус деревянный новый, в котором кладовой анбар, каретник[27], конюшня о трех стойлах[28], наверху подволока и сенница[29], на них две лес[т]ницы; из коих под одной чулан. У каретника вороты створные, у анбара и конюшни двери створные же, а у лес[т]ниц и чулана одинаки. Все же они на петлях и крючьях железных. Три слуха[30] с затворами на петлях железных же. Все сие строение крыто епанчею[31] лубьем[32] и драньем[33].
Конюшня небольшая, подле оной поветь[34] и два коровника в столбах, у коих двери на петлях и крючьях железных. Сие строение крыто на один скат лубьём и драньем.
Против дому чрез Успенскую улицу для усадьбы огородное место, коего мерою: длиннику[35] по улице к монастырю сорок сажен[36] и один аршин[37], по другую сторону тридцать шесть сажен с аршином, а поперешнику[38] осьмнадцать сажен с аршином же. Оное место огорожено с улицы в столбах тесовыми заблониами[39] ветхими и в сем заборе дверь на петлях и крючьях железных.
По другую того дома сторону чрез Вознесенскую улицу каменная палатка. В ней три покоя, из коих два с накатными потолками без щекатура и без полов, а в одном свод и пол каменные. Во всех оных покоях окошки без оконниц и затворов, также и дверей у них не имеется. Один чулан и сени, в которых по одному окошку с двумя железными решетками. У сеней двери деревянные на петлях и крючьях железных, а у чулана оных нет. Под сею палаткой выход каменный, у коего два окошка с железными решётками и одна дверь железная же. Крыша на сем строении тесовая новая.
Подлинник ГИА ЧР. Ф. 102. Оп. 1. Д. 139. Л. 5–6.
Примечания
[1] То есть: находящийся в общем владении.
[2] Вознесенская улица носила название по имени расположенной на берегу Волги Вознесенской церкви.
[3] Шалнер (шарнир) – приспособление разного устройства для скрепления двух предметов, которые подвижны оба или же приводится в движение один из них, например, петля.
[4] То есть одинарные рамы, которые вставлялись на зиму.
[5] То есть: буфетная комната.
[7] Стряпильня (от «стряпать» – готовить пищу) – кухня.
[8] Чело – сводчатое отверстие в передней части русской печи.
[10] Успенская улица носила название по имени Успенской церкви.
[11] Изращатые: изразцовые.
[13] То есть: балясинами – невысокими фигурными столбиками в виде колонн, поддерживающими перила ограждений балконов, лестниц и т. д.
[14] То есть: построенные из бруса.
[15] То есть: оштукатурены.
[16] То есть: застеклённая.
[17] Подволока – утепленный землей деревянный потолок.
[18] То есть: антресоль (мезонин) – верхний полуэтаж, встроенный в объём основного этажа в особняках и усадебных домах XVIII в.
[19] Окончины – оконные стёкла.
[20] То есть: створные, распашные.
[21] Кладовый выход – хозяйственное помещение цокольного этажа, кладовая.
[22] Пилястр (итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») – четырехгранная колонна, наполовину вделанная в стену. В данном случае, по-видимому, составители описи имели в виду парапет.
[23] То есть: половыми досками, бывшими в употреблении.
[24] То есть: предбанник.
[25] Так в тексте. Должно быть: В верху.
[26] Бутовый камень – куски камня (доломита, известняка или песчаника) неправильной формы.
[27] Каретник – сарай для карет и других экипажей.
[28] Стойло – отгороженное место для содержания одного животного
[29] Сенница, то есть: сенник — сарай для сена, сеновал.
[30] Слухи – проемы в стене.
[31] Епанча (=скирда) – крутая четырехскатная кровля кровли с треугольными скатами от конька до карниза (вальмами) по торцовым сторонам, с горизонтальным ребром наверху.
[32] Луб– подкорье липы. Обычно липовый луб шёл на кровли (под тёс). Также: тонкая дранка, кровельный материал.
[33] Дранка (драницы) – кровельный материал, имеющий вид длинных колотых сосновых дощечек.
[34] Поветь – помещение под навесом во дворе для хранения сена, хозяйственного инвентаря и т.п.
[36] Сажень – старая русская мера длины, равная 2,1336 м.
[37] Аршин – старорусская единица измерения длины, равная 0,7112 м.
[38] То есть: поперек, в ширину.
[39] Заболонь – наружные молодые, физиологически активные слои древесины стволов. Здесь – доски из заболони.
|