На главную


AnonsImg 29 июня 2016
AnonsImg 28 июня 2016
AnonsImg 25 июня 2016
Rambler's Top100
 
Новости
 
Фонды
 
Вопрос-ответ
 
Контакты

К 105–летию со дня выпуска первого номера газеты «Хыпар»: «Золото, как ни топчи в грязь, оно все равно золотом же останется».
Опубликован: 21 января 2011 г.
 

21 января 2011 года патриарху чувашской прессы исполняется 105 лет. «Газета "Хыпар" входит в золотой фонд культуры чувашского народа наряду с алфавитом, созданным великим просветителем Иваном Яковлевым, поэмой "Нарспи" Константина Иванова, произведениями Михаила Сеспеля, словарем Николая Ашмарина. <…> Основал газету выдающийся чувашский ученый-энциклопедист Николай Васильевич Никольский».[1] Он же определил ее главную задачу - служение людям.

Н.В. Никольский принадлежит к первому поколению чувашской интеллигенции, которое целью своей считало возрождение чувашского народа посредством культурного просвещения. Революционные идеи, основывающиеся на насилии, не находили поддержки в этой среде. Да и газета, по воспоминаниям самого Николая Васильевича, заранее получила предупреждение: не печатать политических статей, «иначе закроют <…> после первого же номера». Поэтому с самого начала было решено: «политику помещать в брошюры, которые должны были выходить одновременно с газетой».[2] Такого направления придерживалась газета в течение первых пяти месяцев, до июня 1906 года, когда Н.В. Никольский был редактором «Хыпара». «Но уже к маю месяцу начали появляться среди сотрудников группировки. Симбирцы, из бывших учеников Симбирской чувашской учительской школы, во главе со студентами Казанского учительского института стали предъявлять к редакции требования – помещать побольше статей политического и социально-экономического характера. Они настаивали на радикализации статей, чем бы это ни угрожало газете. Казанцы, обучавшиеся в казанских вузах и средних школах, поддерживали прежнее общее направление «Хыпара». Споры эти велись жарко; ни та, ни другая сторона не уступала своих позиций»[3].

В объединенных августовских 31-32 номерах 1906 года газеты «Хыпар» сообщается о создании Союза чувашских учителей. Председателем Союза был выбран сподвижник эсера-максималиста Т.Н. Николаева (Хури) Г.Ф. Алюнов, который являлся членом редакционной комиссии. С этого времени газета перешла в руки Союза, редакторами стали С.И. Игнатьев, П.А. Алексеев, В.И. Иванов. [4]

Предлагаемый вниманию читателей документ из фондов Государственного исторического архива Чувашской Республики как нельзя лучше отражает не только разногласия в редакции газеты «Хыпар», но и противоречия во взглядах двух поколений чувашской интеллигенции начала ХХ века на пути развития родного народа в целом. Перед нами письмо, написанное известным христианским просветителем, педагогом Д.Ф. Филимоновым Н.В. Никольскому. Даниил Филимонович, в то время служивший священником в с. Туарма Бугульминского уезда Самарской губернии, был активным «поборником газеты» (по определению самого Никольского). Он был корреспондентом газеты и участвовал в распространении газетной и книжной литературы на местах. Известны три его статьи, опубликованные в «Хыпаре»: 29 января – о язычниках Бугульминского уезда, 26 февраля – о вопросах, которые предстояло обсудить в Государственной Думе, 9 июля – об обществе трезвенников в Бугульминском уезде. Сохранившийся архивный документ является лишь черновым вариантом письма, без указания даты и представляется вашему вниманию с некоторыми сокращениями.


«Многоуважаемый и дорогой Николай Васильевич! Ваше большое письмо получил. Оно произвело на меня удручающее впечатление.<…> Глубоко сожалею, что за «Хыпар» достается Вам столь много душевных мук и скорбей. Ничего не поделаешь, когда люди так несправедливы и даже злы. Но вы не унывайте, а вооружитесь терпением. Все пройдет и сгладится. Ведь золото, как ни топчи в грязь, оно все равно золотом же останется. На моей памяти ни один частный инородческий деятель не оставался еще без нападков, особенно в Казани. Таковы уж их судьбы. Н[иколай] Ив[анови]ч (Ильминский. – Р.М.), на что был человек сильный и опытный, и то много терпел напраслины со стороны врагов. Господь да укрепит Вас на избранном пути шествовать бодро и работать с пользою для родного народа.

Сотрудники газеты «Хыпар» (пока единственной для чуваш) при личном свидании 21 сентября с.г. в Казани дали мне слово: не выступать против духовенства так резко. Я искренно убеждал их не нападать на представителей христианской религии, потому что признаю это нетактичным в данный момент с их стороны. Но оказалось, что они никакого внимания не обратили на мои слова, что особенно видно в №42 «Хыпара». Очень жаль. Наши чуваши-язычники читают в «Хыпаре» статьи против христианского духовенства и передают об этом татарским муллам, а последним это под руку. Таким образом «Хыпар» способствует татаризации чуваш. Дело может кончиться тем, что «Хыпар» не будут выписывать и читать наши чуваши. Духовенство будет преследовать эту газету всеми мерами. Я это говорю на основании настроения здешних духовных лиц [5]. Быть может, в других местах подобного ничего нет. Если «Хыпар» пишет против представителей христианской религии, то он должен писать и против мусульманского духовенства. Этого требует простая справедливость. Я вполне одобряю горячее стремление молодых образованных чуваш всесторонне просветить своих едоноплеменников, но никак не могу одобрить тактику и крайне революционное настроение.

Между чувашскими тружениками не должно быть антагонизма. Я еще просил бы их, т.е. издателей «Хыпара», быть осторожными и не увлекаться утопическими идеями. Они должны относиться к настоящей действительности вполне сознательно и разумно. Иначе никакого толка не будет, кроме вреда. Нет никакой нужды производить опыты социализма на таком малочисленном народе, как наши чуваши. Кто знает, быть может, увлечение «кучки» чувашской молодежи приведет наших сородичей не к пути прогресса, а к погибели <…>. Об этом прежде всего они должны (даже обязаны) думать крепко-крепко.

Я считаю себя оч[ень] счастливым, что мне пришлось быть при колыбели первоначального духовного возрождения моих соплеменников и принимать некоторое маленькое участие в этом деле. Я участвовал, как последняя спица в колеснице, в создании первого чувашского букваря, первых переводов и т. п. Мы работали <…> во имя культурного развития своего рода-племени, - сознательно искренно и совершенно бескорыстно. Мы стояли в стороне от политики. Это дело шло и развивалось на протяжении более 30 лет при наших глазах, в результате чего получилась молодая чувашская интеллигенция в числе не более пяти-, или шестисот человек. Она, конечно, не могла довольствоваться тем идеалом, кому служили старики. Стремление её вперед вполне естественно и законно, - против этого никто ничего сказать не может. Но она под влиянием так называемого освободительного движения становится во враждебное отношение ко всему, что делалось до сих пор для чуваш. Она стремится выставить маленькую чувашскую нацию на арену политической борьбы. Я знаю, что социализм основывается на твердых научных выводах. Но переустроить жизнь человечества <…> возможно лишь тогда, когда вся народная масса или, по крайней мере, значительное большинство её будет подготовлено к восприятию её. <…> Наша задача состоит в культурном развитии чуваш.

Нам, чувашам, необходимо устроить всеобщий чувашский съезд, куда должны явиться все: духовные и светские, старые и молодые, и из разных губерний, чтобы объединиться и составить «едино стадо». Иначе чувашская интеллигенция разбредется по разным дорогам <…>. Прежде Николай Иванович один умел объединять и направлять инородцев. Теперь его нет. Мы должны объединяться путем совместных суждений, обмена мыслями, мнениями.

О необходимости съезда я думаю написать А.А. Воскресенскому и И.Я. Яковлеву».[6]




[1] - Комментарий к Указу Президента Чувашской Республики" О 100-летнем юбилее газеты "Хыпар" от 8 декабря 2004 г. N 132

[2] – «Хыпар» - первая чувашская газета. Воспоминания Н.В. Никольского и комментарии. Чебоксары. 2006. С.47.

[3] – Там же. С. 53.

[4] – Первая чувашская газета «Хыпар». 1906 – 2006. Воспоминания, документы. Чебоксары. 2006. С. 31.

[5] – Речь, видимо, идет о распоряжении наблюдателя церковно-приходских школ Бугульминского уезда священника А.С. Иванова о том, чтобы учителя подчиненных ему школ не выписывали и не читали «Хыпар».

[6] - Ф. 350. Оп. 1. Д. 1. Л. 17 – 18; Д. 5. Л. 49-50 об.



Магарина Р.Н.

62-14-95


Перейти в список
Госархив Архив современной истории Архив электронной и кинодокументации Архив печати       
Разработка сайта - ООО "Интернет-Сервис"