На главную


AnonsImg 29 июня 2016
AnonsImg 28 июня 2016
AnonsImg 25 июня 2016
Rambler's Top100
 
Новости
 
Фонды
 
Вопрос-ответ
 
Контакты

«…И так положить фундамент к созданию Чувашского национального музея» (Из истории образования музея в 1917-18 гг.) (2009)

          Наличие собственного национального музея имеет фундаментальное значение для любого народа, который хочет быть достойно представлен в мировом сообществе. Уникальность и своеобразие материальной и духовной культуры отображенная в экспонатах музея имеет значение не только в учебно-воспитательных целях, но и для идентификации нации в большой семье народов не только России, но и мира в целом.

             Созданный в феврале 1921 году Чувашский Национальный музей в г.Чебоксары был образован не за один день. Сама идея ее открытия прошла немалый путь и берет начало еще в 1917 году. К сожалению, вопрос о зарождении музейного дела для чувашей в период 1917-20 гг. практически не исследован в чувашской историографии ни в советский период, ни в настоящее время. Настоящая статья лишь в некоторой степени проливает на это свет.

              В чем причина такого невнимания к истории музейного дела в этот период? На это существуют некоторые объективные причины. Дело в том, что заложенная на Первом Общечувашском Национальном съезде в июне 1917 году в г.Симбирск концепция существования Национального музея до середины 1918 года не соответствовала большевистской теории и практики того времени. Даже когда Советская власть на территории современной Чувашии взяла под контроль всю культурно-просветительскую деятельность, деятели национально-освободительного движения чувашского народа не всегда находили общий язык с центральной властью. Писать об этом в советское время, было не принято. Вообще период 1917-18 гг. в чувашской историографии оставался практически белым пятном, замазанным официозными идеологическими штампами и стереотипами. Скудность материалов по этому периоду не позволяет в полной мере исследовать данную проблему, но отойдя от прижившихся советских штампов можно хотя бы в общих чертах воссоздать картину прошлого.

 

             После победы Февральской буржуазно-демократической революции в России молодая чувашская интеллигенция развила активную деятельность по реализации плана национального самоопределения. В то время они все были принципиальными сторонниками экстерриториальной автономии. В советской историографии она чаще называлась культурно-национальной, но это название неточно и вводит в заблуждение, показывая только притязания культурного характера. Однако ее смысл был гораздо шире. Созданный Чувашский Национальный Дом в г.Казань, в котором должен был размещаться Национальный музей, должен был стать не только культурным, но и политическим и экономическим центром чуваш всего Поволжья и Приуралья.

Согласно решению съезда по национальному вопросу Национальный Дом должен был стать «инициативным и связующим центром культурной и национальной жизни чуваш». В стенах этого Дома должно было размещаться сначала правление созданного на этом же съезде Чувашского Национального Общества (далее ЧНО), а затем и представительного органа всего чувашского народа парламентского демократического типа. Кроме этого, в его стенах должны проходит общенациональные съезды, размещаться типография общечувашской газеты «Хыпар» и другие издательства, функционировать национальная библиотека, национальный театр. Хранителем образцов материальных и духовных богатств нации в Чувашском Национальном Доме должен был стать Чувашский национальный музей.

В этот сложный период нашей истории, период слома прежней государственной системы, на первый план выходили вопросы политического, экономического и социального характера.  Вопросы духовной культуры, казалось бы должны уйти на задний план. Однако для национальных меньшинств это было время культурного подъема. В условия разрушенной экономики разорительной Первой Мировой войны, практически не имея материальной базы, они проявили огромное внимание духовному возрождению нации. Полученное право на национальное самоопределение необходимо было подтвердить. Собирание исторических, этнографических и лингвистических материалов было в полной мере насущной проблемой. От этого зависело - признают нацию в качестве субъекта международного права или нет, в том числе и на мировой арене. В этой связи создание своего национального музея имело громадное значение.

Важнейшее место в жизни чувашского народа после Октябрьского переворота стал Первый Всероссийской Чувашский Военный съезд в январе 1918 года прошедший в г.Казани. Хотя съезд изначально должен был решать сугубо военные вопросы, но в связи с текущим моментом он стал ареной жарких политических баталии по формам реализации полученного права на национальное самоопределение. Одной из проблем, обсуждаемых на съезде, стал так же и культурно-просветительский вопрос.

30 января на заседании съезда была заслушана и единогласно принята резолюция культурно-просветительной комиссии о внешкольном образовании (изложил А.Г. Шипков). Эта резолюция должна была стать проектом реорганизации Казанского Учебного Округа и всей культурно-просветительской деятельности в губернии, а в дальнейшем и всего Волжско-Уральского региона. Выдержана он была в духе экстерриториальной (культурно-национальной) автономии. Наряду с важными аспектами просвещения был пункт по организации музейного дела: «Поручить Чувашскому Национальному Обществу обратиться с воззванием к чувашам о сохранении редких и дорогих для чувашина предметов и так положить фундамент к созданию Чувашского Национального музея». Образованный на съезде Чувашский Национальный Военный Совет «Канаш» совместно с представителями ЧНО должен быть уделить большое внимание этому вопросу.

Однако ситуация в стране и губернии к весне 1918 года начала радикально меняться. Принятые Казанским Совдепом политические меры, не дали в полной мере функционировать национальным организациям, организованных на широких демократических и бесклассовых принципах (то есть не по советскому принципу). К апрелю Центральный Чувашский Совет «Канаш» был распущен, а представители ЧНО (оплот чувашских правых эсеров) отстранены от управленческих вопросов (впоследствии осенью 1918 года, они вообще были признаны контрреволюционными). Дальнейшая инициатива перешла к организациям стоящим на «советской платформе». В апреле 1918 г. центральной чувашской организацией стал Казанский Комиссариат по чувашским делам, который так же уделял много внимания культурно-просветительской деятельности. В середине июня 1918 года, на основании постановления Общечувашского Рабоче-крестьянского съезда  от 8 июня 1918 года, Комиссариатом совместно с Чувашским отделом при Наркомнаце, было выработано «Общее положение о Чувашском музее», регламентирующее основные принципы его функционирования.

Несмотря на то, что экстерриториальные устремления большевистским правительством к тому времени были однозначно отнесены в категорию «идеологии опустившегося буржуа» и считались «утонченно националистическими» (они признавали только территориальный принцип), в положении о музее сохраняется стремление к экстерриториальной автономии. Согласно этого постановления музей должен был размещаться в г.Казань. Общее управление музеем было коллегиальным, и возложено на особый Совет из представителей Казанского, Симбирского, Самарского и Уфимского Совдепов и Комиссариата по Чувашским делам. Таким образом, он опять-таки, это учреждение должно было стать национальным центром, через которого проходят все основные нити национальных связей чуваш в различных регионах страны. В обход классового принципа, в качестве сведущих лиц в Совет музея должны были привлекаться представители чувашских национальных организаций (безусловно и ЧНО в том числе), а так же представители из профессоров-востоковедов Казанского Университета, Северо-Восточного Этнографического Археологического института в г.Казань и других учебных учреждений.

Непосредственное управление музеем должен был осуществлять подотдел Культуры и Просвещения Чувашского Отдела при Наркомнаце. Возглавлял этот подотдел Г.Т.Титов, неоднозначная фигура периода установления Советской власти в Чувашии. Бывший депутат Всероссийского Учредительного собрания, активный сторонник правых эсеров и противник большевизма, он все же находил общий язык с левым крылом партии социалистов-революционеров, в которую входила основная масса чувашских революционеров. Вопросы народного образования и просвещения он организовывал исключительно на основе культурно-национальной автономии, а впоследствии встал на сторону антибольшевистского Самарского Комуча и Уфимской директории.

Чувашский национальный музей так и не был создан. Летом 1918 года территория Среднего Поволжья неуклонно скатывалось к гражданской войне. Захват Народной армией Самарского Комуча Симбирска в июле и Казани в августе, значительно изменила дальнейший вектор развития национальных организаций. Недолгий всплеск возрождения экстерриториальных устремлений при Комуче, сменился после освобождения в сентябре того же года Казани частями Красной Армией на реализацию национального самоопределения на основе территориального и советского принципа. После этого федеральный центр стал активно вмешиваться в национально-государственное строительство национальных меньшинств на территории внутренней России. Основной упор делался уже не на подчеркивание самобытности национальных культур, а на основе их просвещения и приобщения к «пролетарской интернациональной культуре». Подотдел Культуры и Просвещения Чувашского Отдела при Наркомнаце сосредоточил свою работу на издании переводов работ марксизма-ленинизма на чувашский язык.

После установления Советской власти на основной части страны, к 1920 году большевистское правительство формировало свою национальную программу значительно увереннее, чем в 1918 году. Эпоха самостоятельного самоопределения ушла в прошлое, а «ренессанс национальных окраин» середины 20-х гг. еще не наступил. Открытый в феврале 1921 г. в г.Чебоксары Центральный Чувашский музей был санкционирован и организован на основе решения Совнарокома РСФСР и исключительно по классовому и территориальному принципу.

 

Доклад был озвучен на Петровских чтениях в Чувашском Национальном музее 7 октября 2008 г.

 

См. информацию о Петровских чтениях

Госархив Архив современной истории Архив электронной и кинодокументации Архив печати       
Разработка сайта - ООО "Интернет-Сервис"