На главную


AnonsImg 29 июня 2016
AnonsImg 28 июня 2016
AnonsImg 25 июня 2016
Rambler's Top100
 
Новости
 
Фонды
 
Вопрос-ответ
 
Контакты

РГУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики» – хранитель комплекса документальных материалов о жизни и деятельности вы-дающегося просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева

В истории есть личности, которые своим образом жизни, деятельностью, поступками остались в памяти примером, образцом, и их наследие превратилось в определенную национальную реликвию. В плеяде таких немеркнущих имен достойное место занимает Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930). Это – талантливый деятель, положивший жизнь, энергию, опыт, усердие на благо своего любимого чувашского народа. В силу уникальности места, которое он занимает в истории развития просвещения, архивное наследие И.Я. Яковлева заслуживает особого отношения, исследования и внедрения в историческую науку.

Имя выдающегося чувашского педагога-просветителя хорошо известно не только в России. Его полувековая деятельность имела признание во многих странах мира. Немало зарубежных ученых приезжало в Симбирскую чувашскую школу: академик Академии наук Венгрии Б. Мунначи, профессор Д. Мессари (Венгрия), доктора В. Никольсон и В. Кин (Великобритания), доктор А. Зоммер (США) и др. Еще при жизни общественно-просветительская работа Яковлева была высоко оценена иностранными организациями. За перевод на чувашский язык Нового Завета, некоторых частей Ветхого Завета он был принят в число Почетных членов Британского иностранного библейского общества в Лондоне.

В Государственном историческом архиве Чувашской Республики документы о жизни и деятельности И.Я. Яковлева сосредоточены в фондах инспектора чувашских школ Казанского учебного округа (Ф. 501, 622 дела), Симбирской чувашской учительской школы (Ф. 207, 1336 дел) и в личном фонде И.Я. Яковлева (Ф. 515, 526 дел).

И.Я. Яковлев родился 13 (25) апреля 1848 г. в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район Республики Татарстан). Он воспитывался у родственников в семье Пахомовых. В 1856 г. его забрали в удельное Бурундукское училище. После окончания училища Яковлев в числе лучших учеников уезда был направлен для продолжения учебы в Симбирск. В 1863 г. он успешно окончил Симбирские землемерно-таксаторские классы, получил свидетельство на звание частного землемера и таксатора и до 1866 г. служил землемером. Служба требовала постоянных переездов по уездам, в ходе которых он знакомился с нравами, обычаями, особенностями разных народностей, проводил параллели между ними по отношению к типам, характерам, обстановке быта и т.д. все это, и знакомство с семьей О.Л. Косинского, управляющего имениями княгини Долгорукой, заставляло молодого землемера задумываться о судьбе родных чуваш, о том, что любая народность должна стремиться сохранить свою культуру, развиваться. Решение этих вопросов Яковлев видел в своем обучении, а впоследствии распространении полученных знаний[1].

Яковлев намеревался поступить в пятый класс Симбирской классической гимназии. В свободное от службы время он готовился к сдаче вступительных экзаменов - изучал русский, немецкий, французский и латинский языки, математику и историю. В этом Яковлеву помогали учителя Алатырского уездного училища - штатный смотритель А. Иванов и преподаватель А.А. Мукосев[2]. В августе 1867 г. Яковлев был зачислен в Симбирскую мужскую гимназию. Он был первым чувашом, поступившим в гимназию, а уже во втором полугодии пятого класса за успехи в учебе был освобожден от платы за обучение. Обучение в гимназии оказало большое влияние на дальнейшую жизнь будущего просветителя, окончательно сформировало его мировоззрение[3]. В 1870 г. И.Я. Яковлев, окончив гимназию с золотой медалью, поступил на историко-филологический факультет Казанского университета, где он обучался пять лет[4].

В личном фонде И.Я. Яковлева (Ф. 515) хранятся документальные материалы, относящиеся к пребыванию Яковлева в Симбирской гимназии и Казанском университете: квитанция о взносе платы за право обучения в Симбирской гимназии за вторую половину 1867 г.; билет об увольнении от занятий; похвальный лист Педагогического Совета гимназии за подписью директора училищ Симбирской губернии И. Вишневского; свидетельство, предоставляющее право ученику седьмого класса гимназии заниматься преподаванием в частных домах; прошение на имя директора гимназии об освобождении от платы за право слушания лекций для поступления в Императорский Казанский университет; прошение на имя ректора Казанского университета о переводе с историко-филологического факультета на математический; ученические тетради Яковлева по немецкому языку, геометрии, русской и римской истории[5].

В 1868 г. гимназист Яковлев открыл в Симбирске частную школу, ставшую в последующем первой национальной школой чувашского народа по подготовке педагогов – Симбирской чувашской школой. В июне 1868 г. он выехал в Симбирский и Буинский уезды для набора учеников, но удалось уговорить лишь одного А. Рекеева. Иван Яковлевич стал содержать его за свой счет. Вскоре появились новые ученики в лице Е. Улюкина, И. Исаева и В. Кашкорова. Для существования учебного заведения необходимы были средства, помещения, учебники и др. Деньги на содержание учебного заведения гимназист Яковлев зарабатывал частными уроками.

в 1875 г. И.Я. Яковлев был назначен исполняющим обязанности окружного инспектора чувашских школ Казанского учебного округа, одновременно продолжал заведовать Симбирской чувашской школой[6]. В фондах 207, 501, 515 Госистархива Чувашии отложились документы и об инспекторской деятельности Яковлева. Из дела о назначении на должность инспектора Чувашских школ Казанского учебного округа И. Яковлева видно, что в годы его инспекторства округ объединял Астраханскую, Вятскую, Симбирскую, Самарскую, Саратовскую, Казанскую губернии. Чувашские школы находились в основном в последних четырех губерниях, а также в Уфимской, которая относилась к Оренбургскому учебному округу. Местопребыванием инспектора был Симбирск[7]. В полное ведение И.Я. Яковлева поначалу из чувашских школ Казанского учебного округа была передана лишь Симбирская школа. К 1877 г. И.Я. Яковлев уже имел право сам назначать и увольнять учителей в чувашских школах, получил возможность открывать школы для чувашского населения. Яковлев по службе часто бывал в разъездах. Это же подтверждают сохранившиеся в фонде 501 удостоверения, дающие право свободного проезда и проживания в определенном городе страны со всеми необходимыми реквизитами[8].

И.Я. Яковлев не только инспектировал школы, но и открывал новые. В материалах фонда 501 сохранилось 55 дел об открытии, 2 – о закрытии школ и 8 – о преобразовании их в училища. Для организации школ Яковлев использовал все возможности. В документах имеются сведения о том, что нередко инспектор из-за нехватки средств, выделяемых государством на открытие новых школ, давал на эти цели сбережения[9] и выделял свои средства и на содержание учителей[10]. За время нахождения в должности инспектора Яковлевым были открыты училища и воздвигнуты отдельные храмы в Чебоксарском, Ядринском, Цивильском, Тетюшском, Спасском уездах Казанской губернии, в Буинском, Симбирском, Сызранском, Курмышском уездах Симбирской губернии[11]. И.Я. Яковлев, будучи религиозным человеком, многое сделал для воспитания учащихся в духе православия и высокой морали путем открытия при училищах домовых церквей[12].

Деятельность Яковлева на посту инспектора отражена в отчетах о состоянии училищ (25 дел), результатах обследования работы чувашских училищ (17 дел) и ведомостях школ (11 дел). Документы свидетельствуют о том, что он поистине болел за народное образование, и поэтому деятельность его не ограничивалась границами Казанского учебного округа. Яковлев помогал так же русским, татарским, мордовским училищам. Так, в 1884 г. по просьбе мордовских и чувашских крестьян Самарской губернии Яковлев организовал при сельских училищах несколько библиотек, выхлопотал деньги на приобретение книг[13]. Работники народного образования в других регионах страны, зная о высоком уровне обучения в Симбирской чувашской школе, обращались к И.Я. Яковлеву с просьбами о направлении к ним воспитанников Симбирской школы[14].

В фонде 501 имеется формулярный список о службе инспектора чувашских школ Казанского учебного округа статского советника И.Я. Яковлева, составленный за период с 1875 г. по 1902 г.[15] На основе сведений из формулярного списка о чине, должности, наградах складывается целостная картина о Яковлеве в качестве чиновника. Комплекс документов о его деятельности на посту инспектора, хранящийся в Государственном историческом архиве, характеризует Яковлева как ответственного и знающего свое дело человека. Его деятельность была отмечена наградами. В фонде 501 содержатся наградные листы Яковлева, составленные от лица его императорского величества, на ордена Святого Станислава II степени, Святого Станислава III степени, Святой Анны II степени, Святой Анны III степени, и поздравления попечителя по случаю их получения[16]. Иван Яковлевич принимал активное участие в проведении первой всероссийской переписи населения 1897 г., за что был награжден темно-бронзовой медалью, свидетельство к нему хранится в фонде 501[17]. Помимо этого он был удостоен светло-бронзовой медали в память столетия Отечественной войны 1812 г.

Любимым делом для Яковлева всегда оставалась Симбирская чувашская школа. При ней в 1878 г. было открыто женское отделение, мужское начальное училище с выделением младших классов в отдельное учебное заведение. Оно должно было стать подготовительной школой для поступления в центральную и базой для прохождения педагогической практики будущих учителей. Иван Яковлевич считал, что роль Симбирской школы в чувашском просвещении в том, что она должна стать национальной учительской семинарией. В 1890 г. Министерство народного просвещения разрешило Яковлеву преобразовать чувашскую школу в учительскую. В 1891 г. Иван Яковлевич открыл женское училище, на базе которого на основании правил о подготовке училищ для сельских школ в 1901 г. открыл женские педагогические курсы.

Вся миссионерско-просветительская деятельность И.Я. Яковлева сопровождалась преодолением огромных трудностей: борьбой с клеветой и доносами, враждебностью со стороны чиновничье-бюрократического аппарата и духовенства, многочисленными разбирательствами со всевозможными ревизиями и контрольными комиссиями. Яковлев в 1903 г. лишился должности инспектора Казанского учебного округа. Упразднение инспекторской должности вызвало протест обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, его заступничество оказало некоторое воздействие, Ивану Яковлевичу была предложена должность инспектора Симбирской школы.

Во время первой мировой войны Яковлев организовал лечебные пункты; участвовал в создании приюта для инвалидов и детей-сирот, находил благотворителей для этого[18]. 1917 г. явился годом потрясений и успехов для Симбирской школы и ее инспектора. Осуществилась мечта Яковлева – школа была преобразована в семинарию. В июне 1917 г. чувашские националисты пригласили просветителя на свой съезд по случаю образования Чувашского национального общества (ЧНО), где Иван Яковлевич выступил с критикой устава общества, следствием этого явилась кампания по дискредитации И.Я. Яковлева. Затеяли грязную кампанию члены ЧНО и чиновники Чувашского подотдела при Симбирском губернском отделе народного образования, к ним примкнули некоторые учащиеся и преподаватели семинарии. Результатом этой кампании явилось отстранение Яковлева от должности инспектора семинарии, лишь из-за вмешательства В.И. Ленина и возмущения общественности его вернули на должность. Несмотря на поддержку В.И. Ленина кампания по дискредитации И.Я. Яковлева не утихла. Его неоднократно вызывали по ложным доносам в следственные органы, проводили обыски, но за неимением улик судебные дела прекращали[19].

Осенью 1919 г. И.Я. Яковлев официально ушел на пенсию, а Симбирская чувашская семинария закрылась. Однако Иван Яковлевич не оставляет надежду восстановить семинарию, обращался за помощью к В.И. Ленину, к сыну Алексею, к высшим должностным лицам. В результате 1 сентября 1920 г. в Симбирске был открыт Чувашский институт народного образования и сельскохозяйственный техникум при нем. Осенью 1928 г. в Москве состоялось торжественное заседание Общества изучения чувашской культуры и Наркомпроса РСФСР, на котором присутствовал народный комиссар просвещения Л.В. Луначарский. Торжественное собрание было посвящено двум датам: 80-летию со дня рождения И.Я. Яковлева и 60-летию Симбирской чувашской школы. После юбилея И.Я. Яковлев прожил еще два года. 23 октября 1930 г. он скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Рассматривая деятельность И.Я. Яковлева как педагога Симбирской чувашской школы, необходимо отметить, что он внедрял в учебный процесс разработанные на тот момент программы и сам их разрабатывал. В 1868-1870 гг. в своей школе он ввел в процесс обучения национальный элемент, вместе с учениками вырабатывал нормы чувашского литературного языка, методы и приемы обучения русскому языку на основе родного. В начале 1880-х гг. Яковлев установил определенную последовательность в изучении языков – сначала чувашский, а затем русский.

Одним из принципов существования Симбирской чувашской школы являлась ее максимальная близость к практическим нуждам народа. При школе организовывались самые различные мастерские, в 1892 г. была образована сельскохозяйственная ферма. На ее организацию инспектором из личных средств было затрачено 19355 руб.,[20] вырученных от продажи собственного дома. Яковлевым было организовано производство земледельческих орудий и машин, образцы которых выписывались из Америки, Германии и Англии. В мастерских Симбирской чувашской школы эти орудия и машины переделывались применительно к условиям Поволжья и продавались по сниженной цене. Производимая продукция участвовала на Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1896 г.

По мере развития школы совершенствовалась система подготовки учительниц. Инспектор был сторонником распространения женского образования наряду с мужским[21]. В 1891 г. Яковлев открыл женское училище и содержал его на собственные средства, в 1901 г. на его базе создал женские педагогические курсы. До открытия курсов выпускницы женского училища должны были сдавать экзамены на звание учительницы в Казанской «инородческой» семинарии, а с появлением педагогических курсов звание стали получать на месте.

Особое место в разнообразной деятельности И.Я. Яковлева занимает издательская и переводческая работа, которая явилась следствием внедрения новой методики организации учебного процесса. По его инициативе были созданы два чувашских издательско-переводческих центра в Симбирске и Самаре. Во главе Самарского центра стоял священник Д. Филимонов. Яковлев отзывался о Филимонове «…как о самом умном из тех инородцев, которых знал»[22], приглашал его в Симбирскую школу на должность учителя[23].

Иван Яковлевич сумел сплотить и создать целую школу даровитых и бескорыстных переводчиков, в числе которых были А. Рекеев, К. Марков, А. Петров (Туринге), Д. Филимонов, В. Никифоров, Д. Данилов и др. Яковлевым и его сподвижниками были переведены на чувашский язык Псалтирь, Новый Завет, из Ветхого Завета книги Маккавеев, Иисуса Навина, Руфь, Юдифь, Товита, Иова, Сираха, Пятикнижие Моисея. Помимо перевода религиозной литературы они выполняли огромную работу по изданию учебников, переводу с русского на чувашский язык и выпуску художественной, медицинской, сельскохозяйственной, естественнонаучной и другой литературы. Всего было издано свыше 100 книг и брошюр. Издательско-переводческая деятельность Яковлева и его сподвижников способствовала повышению культурно-образовательного уровня чуваш, оказала влияние на агрокультурные традиции, менталитет, сближала с культурой русского народа, способствовала развитию христианских нравственных ценностей.

Издательско-переводческую деятельность Яковлева отражают отложившиеся в его личном фонде (Ф. 515) рукописные материалы. Наиболее ранним из них является наставление Яковлева чувашским мальчикам, готовящимся к поступлению в уездное училище[24]. «Наставление…», написанное в 1870 г. в период становления Симбирской чувашской школы, раскрывает внутреннюю жизнь ее первых учеников, гармонично дополняется «Правилами, которыми следует руководствоваться моим воспитанникам при своих занятиях в домашней жизни и во всех других случаях»[25]. «Статья о народных предрассудках и суевериях», подробно раскрывает истоки суеверий и их место в быту чуваш [26]. Отдельную группу документов составляют рукописи, посвященные религиозному воспитанию: «Статья о церковном богослужении на чувашском и татарском языках» 1874 г.[27], «Перевод Евангелия на чувашский язык»[28], «Перевод богослужебной книги на чувашский язык»[29], «Наставление для исполнения богослужения в церкви»[30]. «Перевод Евангелия на чувашский язык» – документы, состоящие из переведенных отрывков Священного писания, содержащие рукописные исправления, внесенные в переводы Яковлевым и его сподвижником Т. Игнатьевым.

В фонде имеются собранные Яковлевым фольклорные материалы: «Запись татарских народных песен»[31], «Поговорки на чувашском и татарском языках»[32], «Записи сказок, бытовых обрядов, пословиц, поговорок, загадок»[33], «Старинные песни для детей»[34], «Песня о реке «Большой Цивиль»[35], «Записи разных песен»[36]. Привлекает внимание и патриотическая пьеса «Благородный сын»[37], повествующая о молодом человеке, защищающем свое Отечество. К сожалению, пьеса в фонде представлена незаконченным отрывком.

Переписка И.Я. Яковлева содержит богатейший информационный материал. Она представлена письмами к родственникам, друзьям, сподвижникам и деловой перепиской. Письма дают ценнейшие сведения об общественной, служебной и личной жизни величайшего просветителя, характеризуют не только педагогические, мировоззренческие и общественно-политические взгляды Яковлева, но и круг его общения. Письма к Попечителю Казанского учебного округа Л.Д. Шестакову представляют неоценимый источник для изучения истории развития Симбирской чувашской школы и просветительской деятельности, содержат информационный материал о первых четырех учениках Яковлева и о необходимости открыть две первые чувашские школы в Симбирске и деревне Кошки-Новотимбаево, о положении чуваш, уровне их просвещенности[38]. В письмах к А.И. Баратынскому И.Я. Яковлев пишет о первых успехах своих учеников и дальнейших планах развития Симбирской школы[39]. Яковлев переписывался со своим первым учеником А.В. рекеевым и другими воспитанниками Симбирской чувашской школы, с учителями подведомственных школ, помощником в управлении Симбирской школой В.Н. Орловым, земской интеллигенцией о тяжелой и кропотливой работе по распространению грамотности, повышению культурных и нравственных устоев среди чувашского народа, об успехах и сложностях, встречающихся на этом нелегком поприще[40]; председателем Казанского епархиального училищного совета епископом Чебоксарским Сергием, епископом Уфимским и Мензелинским Дионисием, председателем Симбирского епархиального комитета Православного миссионерского общества епископом Симбирским и Сызранским Никандром[41]; представителем Британского иностранного библейского общества в России профессором Николсоном по вопросу печатания «Святого Евангелия» на чувашском языке[42]; издателями о препровождении напечатанных книг Яковлеву[43]; профессором Казанской духовной академии В.В. Миротворцевым о высылке в училища учебных пособий[44]; заведующим редакцией журнала «Начальное образование» А.И. Анастасиевым, помощником попечителя Казанского учебного округа А.А. Остроумовым по поводу работы в качестве сотрудника в журнале «Начальное образование»[45]; известным русским этнографом, членом Русского географического общества С.Г. Рыбаковым,[46] а также с И.В. Вишневским,[47] Н.И. Ильминским,[48] Н.Д. Раевской,[49] И.С. Клюжевым,[50] Д.Ф. Филимоновым[51]и др. Особый интерес представляет переписка Ивана Яковлевича с супругой Екатериной Алексеевной и сыном Алексеем Ивановичем. Письма к сыну прямолинейны и эмоциональны. В них отражены события, происходящие в семье Ивана Яковлевича и Симбирской школе, связанные с Первой мировой войной, революциями[52].

Документальный комплекс об И.Я. Яковлеве ценен еще и тем, что в нем содержатся фотодокументы: фотографии И.Я. Яковлева и членов его семьи, учителей, учащихся и выпускников Симбирской школы. Помимо фотодокументов в фонде отложились визитки и небольшая коллекция открыток, собранных просветителем.

Архивное наследие И.Я. Яковлева является неотъемлемой частью культурного достояния Чувашской Республики и имеет больше научное значение. Разнообразная деятельность Яковлева способствовала концентрации в архивных документах информации многопланового характера, касающейся различных сфер жизни.



[1] Яковлев И.Я. Моя жизнь: Воспоминания. – Чебоксары, 1997. - с. 105-107.

[2] Там же. с. 114-115.

[3] Яковлев И.Я. Указ. соч., с. 124.

[4] РГУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики». (Далее: ГИА Чувашии). Ф. 515. Оп. 1. Д. 292. Л. 1.

[5] Там же. Д. 285, 312, 313, 320, 322.

[6] Яковлев И.Я. Указ. соч., с. 415-416.

[7] Гиа Чувашии. Ф. 501. Оп. 1. Д. 1.

[8] Там же. Л. 15.

[9] Там же. Д. 49. Л. 10.

[10] Там же. Д. 43. Л. 6.

[11] Яковлев И.Я. Указ. соч., с. 420.

[12] Гиа Чувашии. Ф. 501. Оп. 1. Д. 25, 31.

[13] Там же. Д. 16. Л. 87, 89.

[14] Там же. Д. 212. Л. 31.

[15] Там же. Д. 561. Л. 1-7.

[16] Там же. Д. 88. Л. 24.

[17] Там же. Д. 209. Л. 5-9.

[18] Там же. Ф. 515. Оп. 1. Д. 391. Л. 1.

[19] Там же. Ф. 515. Оп. 2. Д. 15. Л. 2.

[20] Там же. Д. 105. Л. 1.

[21] Там же. Д. 18. Л. 2.

[22] Яковлев И.Я. Указ. соч., с. 595.

[23] ГИА Чувашии. Ф. 515. Оп. 1. Д. 182. Л. 1.

[24] Там же. Д. 1.

[25] Там же. Л. 1.

[26] Там же. Д. 5.

[27] Там же. Д. 2.

[28] Там же. Д. 13.

[29] Там же. Д. 14.

[30] Там же. Д. 15.

[31] Там же. Д. 3.

[32] Там же. Д. 6.

[33] Там же. Д. 7.

[34] Там же. Д. 10.

[35] Там же. Д. 11.

[36] Там же. Д. 12.

[37] Там же. Д. 8.

[38] Там же. Ф. 501. 1. Д. 610а; Ф. 515. Д. 16.

[39] Там же. Ф. 515. Д. 22-34.

[40] Там же. Ф. 501. Оп. 1. Д. 83, 90, 103, 118, 426, 456; Ф. 515. Д. 63–73.

[41] Там же. Ф. 501. Оп. 1. Д. 90, 115, 207.

[42] Там же. Д. 207.

[43] Там же. Д. 103, 207.

[44] Там же. Д. 103.

[45] Там же. Д. 598.

[46] Там же. Д. 416, 418.

[47] Там же. Ф. 207. Оп. 1. Д. 100; Ф. 501. Оп. 1. Д. 589; Ф. 515. Д. 35–42.

[48] Там же. Ф. 515. Д. 50–51.

[49] Там же. Д. 58–59.

[50] Там же. Д. 95.

[51] Там же. Д. 81. Л. 1.

[52] Там же. Ф. 515. Оп. 2. Д. 12. Л. 1.

Госархив Архив современной истории Архив электронной и кинодокументации Архив печати       
Разработка сайта - ООО "Интернет-Сервис"