На главную


AnonsImg 29 июня 2016
AnonsImg 28 июня 2016
AnonsImg 25 июня 2016
Rambler's Top100
 
Новости
 
Фонды
 
Вопрос-ответ
 
Контакты

Исторический опыт влияния СМИ на формирование общественного сознания

Цель данного выступления не дать всесторонний анализ поставленного в заглавии доклада вопроса, а наметить основные линии его развития. Изначально следует определить, что такое «средства массовой информации» («средства массовой коммуникации»)? Энциклопедическое определение дает емкую формулу: это систематическое распространение информации с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. За таким многосложным определением укрывается лаконичное понятие СМИ как инструмента манипулирования общественным сознанием, формирования определенных ценностных установок. Отсюда следует определение основных предназначений СМИ.

СМИ как форма организационной мобилизации общества. Эта функция СМИ заложена уже самим фактом существования средств массовой информации. Категориальная характеристика «массовая информация» («массовая коммуникация») четко определяет заданность на тиражирование того или иного догматического принципа или побудительного призыва. Здесь вступает в действие психологическая игра «а чем ты хуже?» Один-два наглядных примера, поданных с вызывающей простотой и на повседневном фоне, приближали успехи одного человека к миллионам читателей, вызывая стремление «не отстать», «догнать и перегнать». Тем более что идеологическая машина была запрограммирована в любое время размещать все новые и новые примеры для стимулирования эффекта пирамиды. Так родилось стахановское движение, именно на страницах периодики превращенное в культовое понятие; иллюстрации «ударнического» опыта порождали стремление на местах быть такими же. Воспевание «романтики освоения целины» способствовало мобилизации самой пассионарной части общества – молодежи. Вместе с тем нельзя игнорировать и то обстоятельство, что наряду с формой консолидации общества СМИ могут играть и разрушительную роль.

В тесной связи с вышеназванной функцией следует рассматривать аспект патриотического воспитания населения. Эта немаловажная тема была очень популярна в советской идеологической машине, правда со значительным перегибом в сторону «бить врага малой кровью», «воевать на чужой территории». Однако в первые дни Великой Отечественной войны периодическая печать и радио прекрасно выполнили функцию по мобилизации общества на борьбу с внешним врагом. В перестроечную эпоху тема патриотизма практически исчезла со страниц печатных изданий и теле- и радиоэфира. Определенным стилем журналистики того периода даже стала критика любой патриотической идеи, мгновенное превращение ее в шовинистическую, а то и просто фашистскую. На наш взгляд, это могло быть вызвано тем, что пишущую братию просто метнуло из одной крайности в другую. И в данном случае радует то, что к настоящему моменту определенный баланс восстановлен, материалы патриотического характера вернулись в тематику журналистских исследований.

Еще одной немаловажной функцией СМИ является противодействие слухам. В тоталитарном обществе, когда контролируются фактически все средства массовой коммуникации, слухи являются зачастую наиболее откровенным и нередко единственно возможным способом выражения протеста. В демократическом обществе, как ни парадоксально, доверие к слухам также высоко, что, на наш взгляд, в значительной степени связано как с попытками властных структур несколько «прикрыть» негативное развитие той или иной ситуации, так и большим доверием граждан системе «ты – мне, я – тебе», а не официальным заявлениям. Действительно, когда со страниц газет или с экрана телевидения идет бравурное заявление о сохранении инфляции в запланированном коридоре цен, простому обывателю не суть важно анализировать общую картину, он видит значительный рост цен в магазине, который полностью опровергает чиновничью риторику. Долгое время считалось, что неформальные коммуникации (к каковым относятся слухи и сплетни) возникают и развиваются стихийно, самостоятельно. Опыт последних лет показал, что слухи в значительной степени управляемы, направляемы и контролируемы. Более того, выяснилось, что очень часто именно неформальные массовые коммуникационные процессы являются наиболее эффективными каналами PR-воздействия (пример – ситуация вокруг Юрия Скуратова, потерявшего пост Главного прокурора).

Способа эффективной борьбы со слухами до настоящего времени нет. Показателен в этом плане советский опыт 1920-1930-х гг. В резолюции проходившего 17–25 апреля 1923 г. XII съезда РКП (б) было отмечено, что «партия не должна забывать, что вся наша агитация и пропаганда не сумеют затронуть народной толщи до тех пор, пока … значительное большинство деревенского населения будет оставаться неграмотным». Решая проблему доступа граждан к информации, советская власть провела кампанию по ликвидации неграмотности, создала разветвленную сеть изб-читален, обязывала местные органы власти выписывать различные периодические издания, карательные структуры держали руку на пульсе общественной жизни. Для чего все это было сделано? – прежде всего, чтобы иметь возможность идеологического контроля над населением и чтобы создать определенный барьер на пути распространения слухов. Однако практически каждая информационная сводка с мест, поступающая в центральные органы ОГПУ, фиксировала наличие слухов, которые касались «закрытой» информации. Например, по причине отсутствия каких-либо сведений большую популярность имели разговоры о политических лидерах и состоянии их здоровья. В  октябре 1922 г. в ряде мест Татарской АССР шли разговоры о болезни В.И. Ленина, говорили, что он «сошел с ума при подписании Декрета об изъятии церковных ценностей, получив весть о смерти сына от электричества». Немаловажную часть слухов составляли темы, связанные с войной и пограничными конфликтами. Так, в 1925 г. в Чувашской АССР зафиксированы слухи о «скорой войне СССР с окружающими ее капиталистическим державами, за каковую войну виновниками якобы будут признаны коммунисты», в 1929 г. отмечены многочисленные факты распространения слухов о войне в связи с обострением взаимоотношений с Китаем.

Нельзя не отметить, что СМИ это политический инструмент, это одно из лучших средств борьбы с политическим противником. Репрессии позволяют кардинально решить проблему одного человека и даже целого класса, однако нередко имеют обратный результат, создавая вокруг жертв ореол мученичества. Широкомасштабно проведенная кампания в СМИ позволяет без какого-либо физического воздействия дискредитировать человека или идею, создав отрицательный его образ и лишив тем самым массовой поддержки. По этой причине СМИ всегда были объектом пристального внимания различных политических, общественных, неформальных и иных движений. Особенно это проявлялось в периоды катаклизмов. Например, большим количеством газетных изданий характеризуется период революции и Гражданской войны в России. По подсчетам Л.А. Молчанова, за это время выходило около 3000 наименований газет. Главной причиной является то, что в условиях жесткого обострения социальных противоречий в обществе каждому политическому режиму, каждому мало-мальски серьезному общественному объединению для победы необходимо было разворачивать широкомасштабную агитационно-пропагандистскую работу в целях привлечения на свою сторону населения России. Именно поэтому все политические и общественные силы стремились как можно больше развивать газетную прессу, т.к. она являлась в то время самым массовым средством пропаганды.

Разные политические силы выбирали разные способы контроля СМИ: так, Деникинское правительство через отдел пропаганды обеспечивало бумагой только издания «в достаточной мере послушные» и потому число выходивших газет было незначительно. Большевики, напротив, стремились максимально приблизить свою пропаганду к населению и поэтому с октября 1917 г. по 1920 гг. вышли 1394 уездных и городских газеты, издававшиеся партийными органами и советами, распространение которых зачастую велось административными средствами. Например, в мае 1919 г. Чувашская секция политотдела Реввоенсовета 5 армии Восточного фронта предписала Акулевскому волостному исполкому и военному комиссариату выписать для чувашского населения волости газету «Чухăнсен сасси» (Голос пролетариата), т.к. «необходимо стремиться к поднятию культурного уровня чуваш и развитию классового самосознания среди них».

Характерными примерами использования СМИ как инструмента политической борьбы можно назвать появившийся в 1918 г. на страницах ряда провинциальных газет (прежде всего, саратовских) «Декрет об отмене частного владения женщинами» (известный также как «Декрет о национализации женщин»), направленный против большевиков и их союзников, или же напротив широко распубликованный в изданиях Советов Декрет о земле, направленный на удовлетворение чаяний и надежд крестьянства и превративший часть крестьянства в активного союзника большевиков. Можно назвать и освещавшийся печатью начала 1920-х гг. процесс Патриарха Тихона, призванный дать в негативном свете первое лицо православия. Еще один пример – сформированный советской историографией и растиражированный прессой образ черносотенцев как отщепенцев, изгоев и даже фашистов.

Следует отметить и роль СМИ как одной из форм сохранения этнографических сведений. В течение довольно длительного времени (вплоть до 1920-х гг.) СМИ служили своеобразным проводником от прошлого к настоящему. Как правило, многие периодические издания (назовем для примера Известия по Казанской епархии, Казанские, Симбирские, Оренбургские губернские ведомости) имели так называемую «неофициальную часть», в которой публиковались различные материалы, в частности, этнографического характера. Благодаря именно таким публикациям значительная часть сведений об обрядах, суевериях и традициях чувашского народа сохранилась и может быть подвергнута научному изучению. Ярким примером подобного рода сохранения этнографического материала являются тексты лиц духовного звания. Духовенство наряду с представителями светской интеллигенции активно участвовало в сборе материалов как по истории Чувашского края, так и по истории чувашской диаспоры. Следует лишь учитывать особенность работ, вышедших из-под пера священнослужителей, – приоритетное внимание к религиозной стороне.

Таким образом, исторический опыт СМИ показывает, что пресса имела и имеет полифункциональную нагрузку. Некоторые из функций запрограммированы самим фактом существования СМИ, другие продиктованы текущими потребностями общественного развития. Некоторые из дискутивных вопросов перестают быть проблемными, но их место тут же занимают новые, актуализированные временем темы. Другими словами, СМИ это динамично развивающийся институт формирования общественного сознания со своими внутренними правилами игры.

Госархив Архив современной истории Архив электронной и кинодокументации Архив печати       
Разработка сайта - ООО "Интернет-Сервис"