На главную


AnonsImg 29 июня 2016
AnonsImg 28 июня 2016
AnonsImg 25 июня 2016
Rambler's Top100
 
Новости
 
Фонды
 
Вопрос-ответ
 
Контакты

Взгляды И.Я. Яковлева на место и значение религиозного воспитания чувашского населения

Чем глубже процесс социально-культурных преобразований, чем заметнее рост национального самосознания, тем чаще историческая память возвращает нас к истокам этого развития, высвечивает имена тех деятелей, чьими усилиями оно фактически началось. Одним из таких деятелей, отдавших всего себя делу духовного подъема родного народа, был И.Я. Яковлев. Изучению личности и творческого наследия великого просветителя посвящено немало работ1, выпущены сборники его воспоминаний и переписки2, но снова и снова его личность привлекает внимание исследователей и общественности. Данное выступление имеет целью отразить взгляды И.Я. Яковлева на место и значение религиозного воспитания чувашского населения.

Резко возросший в нашем обществе за последние два десятилетия интерес к религии позволяет отметить несколько по-своему важных вех в этом процессе, одной из которых следует назвать систему просвещения, разработанную И.Я. Яковлевым. Эта система не была продуктом чисто теоретических умозаключений; она основывалась как на педагогических концепциях того времени (прежде всего, на взглядах крупного ученого-тюрколога Н.И. Ильминского о необходимости укрепления православия среди «инородцев» и их русификации), так и на личном опыте Ивана Яковлева («сельская школа научила и воспитала меня в христианской религии, а последующие обстоятельства сделали меня русским, и я горжусь этим именем, нисколько не гнушаясь, однако, именем чувашенина и не забывая своего происхождения. Будучи христианином, любя Россию и веруя в ее великую будущность, я от души желал бы, чтобы чуваши были просвещены светом Евангелия и слились в одно целое с великим русским народом»3).

Религию, по словам одного из исследователей, И.Я. Яковлев «рассматривал «как главную связь» человеческого общества, в частности, связь чувашского народа с великим русским народом»4. Здесь необходимо констатировать одно немаловажное обстоятельство. В конце XIX – начале XX веков в Казанской и Симбирской губерниях был отмечен местами довольно массовый переход чувашей от язычества и православия в ислам. Вопросом об исламизации представителей чувашского народа был озабочен один из выдающихся деятелей чувашского просвещения Илья Николаевич Ульянов, который в октябре 1872 г. писал попечителю Казанского учебного округа, что «нельзя хладнокровно смотреть на отпадение чуваш от христианства в магометанство, каковых примеров уже и в настоящее время немало в Симбирской губернии»5. По «горячим следам» пытался осветить этот вопрос просветитель, переводчик и общественный деятель отец Даниил Филимонов (1855–1938), который констатировал, что «когда инородцев без всякой подготовки, можно сказать, насильственным образом обратили в христианство», «крещеные инородцы под русским владычеством на протяжении более двух столетий оставались без познания и разумения христианских истин по причине отсутствия влияния на них чуждого им по языку и бытовым условиям русского духовенства»6.

И сам Иван Яковлевич Яковлев с болью писал, что «еще и теперь это выражается движением крещеных татар и чуваш» и «заявило о себе явным отпадением многих от христианства в магометанство»7, «происходили отпадения не только отдельными семействами, а даже селениями»8. По мнению просветителя, это в конечном итоге могло привести к ассимиляции чуваш татарами и исчезновению чувашского народа как самостоятельного этноса. Поэтому он пытался сблизить родной народ с русским народом. «Я уверен, что усвоение христианской религии чувашами положит вместе с тем самую прочную основу для слияния их с русским народом. Поэтому и с этой стороны вопроса я особенно считаю необходимым религиозное просвещение чуваш»; «мне кажется, что обрусение, или слияние чуваш с русским народом, может быть достигнуто только трояким путем: первый и самый главный – это через усвоение ими православия»9. При этом И.Я. Яковлев подчеркивал воспринятое им из системы Н.И. Ильминского стремление «не обрусить инородца, а помочь им обрусеть»10, т.е. помочь чувашскому народу подняться до высот развития русского народа.  Отмечая, что «просвещение чуваш прежде всего должно быть религиозно-нравственное», И.Я. Яковлев считал, что уже по одной этой причине оно и «патриотическое, так как понятие православие, царь и русская народность неразделимы между собой»11.

Самым ярким примером практической реализации воззрений И.Я. Яковлева стала созданная им Симбирская чувашская учительская школа, первым пунктом Положения о которой цель школы определялась как «приготовление учителей для начальных чувашских училищ в видах распространения религиозно-нравственного, православно-русского просвещения среди чувашского населения»12. Симбирская чувашская учительская школа, по мнению И.Я. Яковлева, «успела приобрести влияние на чувашское население, главным образом, благодаря своему религиозному направлению и характеру»13 и «должна была стать центром, из которого, как лучи от солнца, расходились бы по всем сельским местностям, где живут чуваши, благодеяния русско-христианской культуры», и только в этом случае можно «вывести родной мне чувашский народ из того духовно-нравственного тупика, в который он безнадежно был загнан ходом истории и особенностями бытовой своей обстановки»14.

И. Я. Яковлев не только разработал теоретические основы религиозного просвещения чувашского народа, но и всеми силами старался практически воплотить их. Он хотел «дать чувашскому народу переведенную на настоящий народный и общепонятный, стандартизированный чувашский язык Библию», поскольку «история европейских культурных народов в новое время всегда начиналась с полного или частичного перевода этого исторического памятника человеческого творчества»15. «Мысль о необходимости таких переводов для христианско-культурного просвещения чувашского народа приходила мне в голову еще тогда, когда я был в Симбирской гимназии»16, – отметил просветитель в «Воспоминаниях». По его инициативе было создано два чувашских издательско-переводческих центра в Симбирске и Самаре. А в хранящемся в Государственном историческом архиве Чувашской Республики личном фонде И. Я. Яковлева особое место занимают автографы, посвященные религиозному воспитанию: статья о церковном богослужении на чувашском и татарском языках»17, «Перевод Евангелия на чувашский язык»18, «Перевод богослужебной книги на чувашский язык»19, «Наставление для исполнения богослужения в церкви»20.

Заниматься переводческой деятельностью И.Я. Яковлев не прекращал ни в период революции 1905-1907 гг. («буду по-прежнему продолжать трудиться по мере сил над переводческим делом, буду печатать и издавать богослужебные и священного писания книги», – сообщал от в канун 1907 г. Д.Ф. Филимонову21), ни при установившейся советской власти (помню, когда ему было уже 73 года и дело с переводом чувашской Библии можно было считать заглохшим, в 1922 году мелькнула надежда, что его можно организовать на субсидию от «Библейского общества». Иван Яковлевич загорелся сразу» – вспоминал сын просветителя22). Даже на пороге смерти просветитель не забывал о выбранной миссии: «Доделайте то, что, может быть, не удастся закончить мне: дайте чувашскому народу священное писание, завершив перевод Ветхого Завета»23.

Таким образом, рассматривая религию как «главную связь» человеческого общества, И. Я. Яковлев отводил в деле просвещения чувашского народа одно из важнейших мест христианскому образованию. Тем самым он хотел, с одной стороны, поднять родной народ до уровня развития русского народа, а с другой – предотвратить исчезновение чувашского народа в результате его исламизации и ассимиляции татарами.

 

 

 

Примечания

1 Александров, Г. А. И.Я. Яковлев: фрагменты жизни / Г. А. Александров. – Чебоксары, 1997; Васильев, Е. В. Велик на все времена / Е. В. Васильев. – Чебоксары, 1998; Волков, Г. Н. Судьба патриарха: Роман-эссе / Г. Н. Волков. – Чебоксары, 1998; Краснов, Н. Г. Иван Яковлевич Яковлев: Жизнь, деятельность, педагогические идеи: Очерки / Н. Г. Краснов. – Чебоксары, 1976; Его же. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. – Чебоксары, 1992; Миндубаев, Ж. Б. Выдвинут самим провидением… чувашский педагог-просветитель И.Я. Яковлев: Очерки жизненного пути / Ж. Б. Миндубаев. – Ульяновск, 1996.

2 Яковлев И. Я. Письма. – Чебоксары, 1985; Его же. Из переписки. – Чебоксары, 1989; Его же. С думой о народном просвещении: Из переписки. – Чебоксары, 1998.

3 Докладная записка И.Я. Яковлева директору гимназии и симбирских училищ И.В. Вишневскому от 25 августа 1870 г. // Яковлев И.Я. Из переписки. Часть1. – Чебоксары: Чув. кн. изд., 1989. – С. 41.

4 Спиридонов, С.С. Мировоззрение Ивана Яковлевича Яковлева (1848-1930 гг.): Учебное пособие / С. С. Спиридонов. – М.: Моск. гидромелиоративный институт, 1965. – С. 61.

5 Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. 207. Оп. 1. Д.1. Л.52, 52об.

6 Там же. Ф. 350. Личный фонд Д. Ф. Филимонова. Оп. 1. Д. 5. Л. 70.

7 Докладная записка И.Я. Яковлева директору гимназии и симбирских училищ И.В. Вишневскому от 25 августа 1870 г. // Яковлев И.Я. Из переписки. Часть1. – Чебоксары: Чув. кн. изд., 1989. – С. 40.

8 ГИА ЧР. Ф. 515. Личный фонд И. Я. Яковлева. Оп. 1. Д. 104. Л. 1-1об.

9 Докладная записка И.Я. Яковлева попечителю Казанского учебного округа П.Д. Шестакову от 22 декабря 1870 г. // Яковлев И.Я. Из переписки. Часть1. – Чебоксары: Чув. кн. изд., 1989. – С. 52-53.

10 Макаров, М. П. Симбирская чувашская школа и ее место в деле просвещения чувашского народа / М. П. Макаров // Итоги юбилейной научной сессии, посвященной столетию со дня рождения И. Я.Яковлева. – Чебоксары, 1949. – С. 34.

11 Яковлев, И.Я. О школьном образовании чуваш / И. Я. Яковлев // Городской и сельский учитель. – 1987. – Выпуск 5. – С. 38.

12 Положение о Симбирской чувашской учительской школе. – Симбирск, 1900. – С. 3.

13 Письмо И. Я. Яковлева попечителю Казанского учебного округа П. Д. Шестакову от 4 декабря 1876 г. // Яковлев И. Я. С думой о народном просвещении: Из переписки. Ч.2. / Сост. Н. Г. Краснов, Г. Н. Плечов. – Чебоксары: Изд-во Чув. ун-та, 1998. – С. 35.

14 Письмо И. Я. Яковлева В. И. Ленину от 12 (25) ноября 1919 г. // Яковлев И. Я. Письма. – Чебоксары: Чув. кн. изд., 1985. – С. 26.

15 Иван Яковлевич Яковлев. 1848-1930 / под ред. проф. Ф. Н. Петрова. – Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1948. – С. 94.

16 Яковлев, И. Я. Воспоминания / И. Я. Яковлев. – Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1982. – С. 110.

17 ГИА ЧР. Ф. 515. Личный фонд И. Я. Яковлева. Оп. 1. Д. 2.

18 Там же. Д. 13.

19 Там же. Д. 14.

20 Там же. Д. 15.

21 Там же. Д. 81. Л. 1.

22 Яковлев, А. И. Воспоминания об отце / А. И. Яковлев // История и культура Чувашской АССР: сб. статей. Вып. 1. – Чебоксары: НИИЯЛИиЭ, 1971.  – С.459.

23 Яковлев, И. Я.  Духовное завещание чувашскому народу / И. Я. Яковлев. – Чебоксары: НИИЯЛИиЭ, 1992. – С. 15.

 

Госархив Архив современной истории Архив электронной и кинодокументации Архив печати       
Разработка сайта - ООО "Интернет-Сервис"